Вариативные модели дошкольного образования для детей до 3 лет в условиях муниципальной дошкольной образовательной организации

26 Августа, 2019

Доступное дошкольное образование для детей в возрасте до 3 лет – одна из основных задач государственной политики в России. К 2021 году в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 необходимо обеспечить достижение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет. По состоянию на 1 июня 2019 года более семидесяти девяти тысяч детей дошкольного возраста (из них детей в возрасте до 3 лет – почти пять тысяч) обучаются в 355 муниципальных дошкольных организациях, которые расположены в 436 зданиях. 

С сентября 2018 года в 40 муниципальных дошкольных образовательных организациях города Екатеринбурга – МДОО № 18, 30, 33, 41, 62, 80, 104, 113, 118, 145, 154, 174, 187, 192, 196, 197, 209, 276, 299, 302, 339, 349, 352, 368, 393, 398, 424, 465, 469, 478, 482, 487, 521, 539 (Верх-Исетского района), 539 (Чкаловского района), 548, 554, 561, 567, 573 – стартовал пилотный проект «Модели дошкольного образования для детей в возрасте 0+». Основная его цель – создание условий для развития вариативных форм дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в муниципальных дошкольных образовательных организациях. Срок реализации – 01.09.2020.  Организационная структура проекта представляет собой 11 рабочих групп из участников проекта, которые самостоятельно выбрали ту или иную вариативную модель дошкольного образования: девять из них – это вновь разрабатываемые модели дошкольного образования детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Вариативные модели объединены в две группы по принципу возможности непосредственного присутствия детей при организации образовательного процесса: 

1 группа – главной особенностью является опосредованное дошкольное образование детей через родителей (законных представителей); 

2 группа – дошкольное образование детей в совместной с их родителями (законными представителями) деятельности. 

Таблица 1 

Особенности групп вариативных моделей 

1 группа

2 группа

Опосредованное дошкольное образование детей через родителей (законных представителей)

Дошкольное образование детей в совместной с их родителями (законными представителями) деятельности

1. Консультационный интернет-портал для родителей.

2. Родительский университет.

3. Семейный клуб.

4. Родительские сборы

1. Волонтёрство (патронатная няня).

2. Центр игровой поддержки «Первые шаги».

3. Группа «Вместе с мамой».

4. Летний (зимний) детскородительский лагерь. 

5. Лето-парк 

 

С целью изучения потребностей жителей города Екатеринбурга в обучении детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в марте 2019 года был проведён опрос родителей (законных представителей) детей раннего возраста и педагогических работников (общее количество участников опроса – 492 человека), в результате которого составлен рейтинг предпочтений вариативных моделей. 

Таблица 2  

Рейтинг вариативных моделей Место в рейтинге Наименование вариативной модели 


Место в рейтинге

Наименование вариативной модели

1

Группа кратковременного пребывания

2

Консультационный интернет-портал для родителей.

Родительский университет

3

Семейный клуб.

Волонтёрство (патронатная няня).

Группа «Вместе с мамой»

4

Центр игровой поддержки «Первые шаги»

5

Летний (зимний) детско-родительский лагерь

6

Родительские сборы.

Лето-парк

7

Группа полного дня


В настоящее время дошкольное образование в детском саду можно получить в группе полного дня либо в группе кратковременного пребывания. Коротко опишем основные особенности вариативных моделей, которые до настоящего времени не использовались в муниципальных дошкольных образовательных организациях и представлены в таблице 2.

1. Консультационный интернет-портал для родителей – это единый интернет-ресурс, учредителем которого является Департамент образования Администрации города Екатеринбурга. На портале, помимо основной статистической информации (емкость муниципальной сети и перечень МДОО по районам, порядок предоставления услуги и другая информация), для родителей представлены тематические вкладки с активными ссылками, например: возрастные особенности развития детей, развитие детей с особыми образовательными потребностями. При этом на данном портале у каждого родителя появится возможность задать вопрос специалисту-консультанту и получить квалифицированный ответ в течение того времени, которое будет указано при обработке вопроса. В ходе апробации модели будет доступен родительский чат  и перечень часто задаваемых вопросов с ответами.

2. Следующая модель, набравшая одинаковое количество баллов с предыдущей моделью при опросе, – «Родительский университет»: это современный электронный ресурс родительского всеобуча с использованием «знакомых» (привычных) технологий. Программа обучения состоит из тематических образовательных модулей. Каждый из них – это система шагов, которые делает родитель под руководством педагога-наставника. Один шаг – это один главный вопрос, и на него родитель получает ответ, когда пройдёт этот шаг. 

Каждый шаг состоит из видеоурока, на котором педагог-наставник объясняет тему, затем тот же материал повторяется  в виде текста, а затем родителю предлагается выполнить упражнение по изученной теме. Результат отправляется педагогу-наставнику, который может уточнить или дополнить в диалоге с обучающимся данную тему и пригласить на краткосрочную практику по данной теме.

При регистрации на образовательный модуль каждый родитель может самостоятельно выбрать себе педагога-наставника. «Родительский университет» размещается на одной из вкладок Консультационного интернетпортала для родителей. Данное решение было принято при разработке обеих форм.

3. Семейный клуб – это коммуникативная площадка для всех, кому интересна заранее анонсированная тема, связанная с проблематикой развития и воспитания маленьких граждан, и у кого есть стремление делиться своим опытом с другими. Основное отличие Семейного клуба от других моделей – это позиция равенства его участников – родителей, педагогов и специалистов.

Здесь люди собираются для того, чтобы обмениваться мнениями, общаться, делиться и высказывать свою точку зрению на заданную тему. 

Семейный клуб имеет подвижную структуру. Это может быть макро- или микрообъединение – все зависит от тематики встречи и замысла устроителей (ими могут быть как педагоги, так и родители). Методологической основой модели является концепция социализации ребёнка. Под социализацией мы понимаем  двусторонний процесс, при котором, с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, а с другой – воспроизводит его (Д.И. Фельдштейн, И.Н. Фридман). Наиболее аргументированной и созвучной основным характеристикам нашей модели рассматривается теория социального развития Д.И. Фельдштейна.

На первом этапе при получении дошкольного образования в Семейном клубе важной составляющей является эмоциональная сфера участников клуба. Человеку хочется погрузиться в тот вопрос, который ему либо необходимо решить, либо который его захватил на эмоциональном уровне – появился интерес. Поэтому образовательной организации, которая решит использовать данную модель, необходимо создать комфортную, эмоционально наполненную среду для первого заседания клуба.

На втором этапе на первый план при взаимодействии родителей, имеющих детей дошкольного возраста, и педагогических работников выходит сфера когнитивного развития (знаниевый компонент). Важно отметить, что «новые» знания получают как родители, так и педагоги. Только после того, как «новое» знание станет частью общего знания взрослого вообще, его внутренним миром,  переходим к третьему этапу – личностному. В процессе дошкольного образования в Семейном клубе (при прохождении всех трёх этапов взаимодействия) получается объединение взрослых людей (родителей детей дошкольного возраста и педагогических работников), которые выстраивают партнёрские отношения по дошкольному образованию детей раннего возраста.

Участвовать в работе семейного клуба приглашаются все желающие родители и старшее поколение семьи (бабушки и дедушки), педагогические работники ДОО и дети.  Это могут быть разовые посещения заседаний семейного клуба или участие семьи в комплексе мероприятий, объединенных одной темой.  В зависимости от тематики заседания работа в клубе проводится либо только с родителями (членами семей), либо совместно с родителями и детьми.

4. Волонтёрство (патронатная няня). В самом названии модели заложено противоречие: волонтёр – это доброволец, а патронатная няня –  человек, выполняющий определённые функции. Чтобы данное противоречие использовать конструктивно при реализации модели, предлагаем рассмотреть ее с точки зрения базовой (основной) части и вариативной (формируемой участниками образовательного процесса).

Базовая часть модели (обязательная), на которой строится вариативная модель обучения, берет за основу, что волонтёр – это человек, участвующий (абсолютно бесплатно) в различных социально значимых мероприятиях.

Волонтёры могут быть как:

·         из профессиональной среды (педагогические работники образовательных организаций, педагогические работники учреждений культуры, физкультуры и спорта);

·         специализированные волонтёрские отряды, в том числе и студенческие.

При реализации данной модели дошкольная организация выступает в роли педагогического диспетчера между уже функционирующими волонтёрскими отрядами и образовательными потребностями на организацию досуговой деятельности ребенка со стороны родителей (законных представителей). Основными задачами, которые решаются при реализации вариативной части модели, являются:

·         специализированная (педагогическая) помощь семьям с детьми, которые не посещают дошкольные образовательные организации, в индивидуальном режиме;

·         организация помощи в краткосрочном уходе и присмотре за детьми на период отсутствия родителя (законного представителя), в том числе семьям одиноких родителей, чьи дети не посещают дошкольную образовательную организацию (например, по причине посещения магазина).

Вариативные части модели.

4.1. Патронатная няня – педагогический работник, который приходит в семью на определённое количество времени (не более 3 часов) по установленному графику, чтобы обеспечить образовательную услугу. А мама в это время может без опасения выйти, например, в магазин.

Данная вариативная часть реализуется для:

·         одиноких родителей,

·         семей, имеющих ребёнка с ОВЗ.

 4.2. Педагогическое сопровождение детей, которые получают образование в семейной форме обучения.

Обязательные условия для запуска вариативных частей модели в МДОО:

·         изучение социальной потребности населения.

·          определение количества заинтересованных семей в данной модели.

·          подготовка кадров (волонтёров).

5. Группа «Вместе с мамой».

Главная особенность группы в том, что дети в ней находятся вместе со значимым близким взрослым, в первую очередь – это мама, но могут присутствовать и папа, бабушка, дедушка. Задачей, которая решается в рамках реализации данной модели, является сохранение эмоционально-личностной связи у ребёнка с родным (близким) человеком при обучении. При этом малыш не переживает резкой смены условий пребывания в окружающем мире, как это бывает в период адаптации при поступлении в детский сад.

Группа «Вместе с мамой» реализуется для детей с 6 месяцев до 3 лет  (обязательное условие – оборудованная многофункциональная комната с откидными пеленальными столами, чтобы мамам было удобно раздеть малыша, поменять подгузник, если это необходимо). Внутри каждой модели идёт разделение по возрастному принципу: от 6 месяцев до 1 года, с 1 года до 2 лет, с 2 до 3 лет.

 Согласно возраста организуются различные виды деятельности – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Деятельность ведется на основании утвержденного расписания: 2–3 раза в неделю и в дневное время. Наполняемость групп основывается на санитарных  нормах – до 10 детей в одной возрастной группе.

6. Центр игровой поддержки «Первые шаги».

Концептуальные основы для разработки данной формы обучения – это понятие ведущего для ребенка вида деятельности (ввел А.Н. Леонтьев для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований). В раннем детстве – это предметноманипулятивная деятельность. Ее мы предлагаем реализовывать через совместные игры детей и взрослых. В этом направлении планируется использовать коучинг-технологию (особая форма консультирования и индивидуальной поддержки). Для каждого ребёнка (семьи) – свой индивидуальный коуч, при этом количество детей у одного коуча может достигать пяти. 

Коуч – это педагогический работник дошкольной организации, который реализует данную модель. Коуч владеет технологией игровой деятельности детей раннего возраста и на безвозмездной основе обучает заинтересованных родителей (законных представителей) играм и игровым приёмам. Подготовка коучей будет организована совместно с Уральским государственным педагогическим университетом на специализированных курсах повышения квалификации. Содержание игровой деятельности в центре игровой поддержки «Первые шаги» (далее – Центр) представлено по нескольким направлениям. Количество направлений может как расширяться (в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка), так и оставаться на базовом уровне, предлагаемом образовательной организацией. 

Основная задача Центра – пробудить «забытый» интерес у родителей (законных представителей) к игре и научить их играть. Не случайно самый первый вопрос, который задаётся родителю: «Во что Вы любите играть?» И коуч, которого выбрал родитель для сопровождения своего ребёнка, подбирает программу обучения для ребёнка (с учётом игровых интересов окружающих его взрослых).

7. Летний (зимний) детско-родительский лагерь.

Лагерь – это краткосрочное по времени и в то же время глубокое погружение:

·         в атмосферу детства прежде всего родителей (они давно забыли, что значит быть ребёнком);

·         в атмосферу творчества и игры детей.

Лагерь организуется на территории и в помещениях детского сада. В лагерь приглашаются дети вместе с мамой и папой. Режим пребывания в лагере – ежедневно  с 9.00 до 12.00 часов с соблюдением питьевого режима (без питания). Смены в лагере – тематические, при выборе смены родитель имеет возможность выбрать актуальную для себя и своего ребёнка тему. Тематика и периодичность организованных смен лагеря позволят удовлетворить (охватить) большее количество родителей.

При разработке программы лагеря рекомендуется использовать образовательную программу дошкольного образования  «Вдохновение». Программа состоит из модулей:

1. Детское пространство – этот модуль реализуется параллельно со вторым модулем и способствует развитию самостоятельности и независимости. 

2. Разговорный круг для родителей – специалисты дошкольной организации и родители собираются вместе, чтобы поговорить на интересующую тему, задать вопросы, поделиться размышлениями о детях, своих родительских заботах и поисках, то есть это формат круглого стола, где все равны в своем опыте, а ведущие-педагоги направляют беседу.

3. Семейная лаборатория – это время, когда все вместе  творчески конструируют общее пространство: танцуют, играют, поют и рисуют. 

4. Мягкая школа – система игровых упражнений, объединяющих в себе элементы различных видов гимнастики и фитнеса, как бы возможность «потолкаться», поползать, освободиться из родительских объятий. 

5. Мастер-классы – пространство, в котором родители могут поделиться с другими семьями своим опытом, творчеством и знаниями. В свободном режиме участники могут вести разговор и  участвовать в мастер-классе.

8. Родительские сборы.

Если Вы обратитесь к помощи Интернета и в любой поисковой системе введёте эти два слова (родительские сборы), то получите целый перечень материалов о финансовых сборах с родителей, которые иногда ещё встречаются в образовательных организациях. Модель «Родительские сборы» предполагает именно сбор родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста с педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций для обсуждения вопросов, связанных с воспитанием и развитием детей.

Организация Родительских сборов предполагает несколько этапов. Самый первый этап – мотивационный. Разработчики модели долго обсуждали данный этап, фантазировали с его формой, разрабатывали рекламные посты, но решили остановиться на мероприятии, которое было названо «Выход к людям», за забор детского сада – к примеру, в песочницу во дворе, где всегда собираются дети, а рядом сидят их родители. Основная задача «Выхода к людям» – это заинтересовать детей и взрослых, которые собираются во дворе, интересной развивающей игрой и показать возможности детского сада, который расположен неподалеку.

Результат первого этапа – знакомство с семьями, имеющими детей раннего возраста и которые проживают во дворе дошкольной организации, чтобы сформировать перечень актуальных вопросов от родителей. Второй этап – основной, на котором определяется форма проведения и участники Родительских сборов.

Форма проведения Родительских сборов зависит от актуального вопроса, который возникает в ходе первого этапа:

1. Краткосрочные Родительские сборы проводятся один раз в квартал (в выходной день), продолжительность – не более 3 часов, или в вечернее время 1 раз в два месяца, продолжительность – не более 1,5 часа. Такой режим проведения обусловлен спецификой организации дня семей с маленькими детьми и выбран родителями как оптимальный. Родительские сборы имеют тематическую направленность и позволяют мамам и папам в течение непродолжительного времени получить определенные педагогические знания и ответы на волнующие их вопросы. 

2. Родительские сборы-тренинг – предусматривают глубокое погружение родителей в проблему, связанную с развитием детей младенческого и раннего возраста, совместный поиск путей ее решения. Предусматривают освоение родителями эффективных способов взаимодействия с ребенком, трансляцию положительного семейного опыта в воспитании детей раннего возраста. Данная форма применяется дошкольной организацией при наличии специалиста с соответствующей квалификацией либо с приглашением сторонних специалистов.

Третий (завершающий) этап фактически является последней встречей в той или иной группе.

По окончании Родительских сборов семьи получат:

·         кейс полезных методических материалов, подготовленных педагогическими работниками дошкольной организации;

·         активное общение с семьями, воспитывающими детей раннего возраста, проживающими по соседству;

·         практические навыки и приемы организации совместной и самостоятельной деятельности с детьми раннего возраста;

·         положительный эмоциональный настрой, основанный на твердой уверенности в своих родительских силах.

9. Лето-парк – новая, современная форма дошкольного образования детей раннего возраста через организацию семейных прогулок и содержательного досуга в летний период года на прогулочном участке дошкольной образовательной организации. Этот участок – безопасное, специально оборудованное место для прогулки ребёнка. Эффективность использования прогулочного участка в светлое время суток в летний период составляет от 31 % (4–5 из 16 часов).

Модель «Лето-парк» представляет возможность максимально использовать созданные условия на прогулочных участках дошкольных организаций для жителей микрорайонов и рассматривать это как средство для образования детей дошкольного возраста.

Режим работы Лето-парка:

1 раз в неделю (понедельник) с 13.00 до 15.00 часов  – для детей в возрасте от 2 месяцев до 1 года (образовательный модуль «Обучение в коляске»);

1 раз в неделю (среда) с 13.00 до 15.00 часов – для детей с 1 года до 2 лет (образовательный модуль «Городская прогулка для малышей»);

2 раза в неделю (вторник, четверг) с 18.30 до 20.00 часов – для детей с 2 до 3 лет (образовательный модуль «Городская прогулка для малышей»);

еженедельно (суббота) с 9.30 до 12.00 часов – для детей с 1 года до 3 лет (образовательный модуль «Летнее путешествие»).

Основные характеристики образовательных модулей.

1 модуль «Обучение в коляске» – летом, во время дневного сна малыша, большинство мам стараются присесть где-нибудь на лавочке в тени дерева и подальше от городского шума и пыли. В каждом дворе бывает сложно найти такое место, поэтому мы предлагаем воспользоваться прогулочным участком детского сада, на котором оборудованы места для короткого отдыха мамы.

Особенность обучения по данному модулю – это использование технологии «буккроссинга», то есть получения специально подобранной литературы для родителей по развитию детей в возрасте от рождения до 1 года. И при этом, что является отличительной чертой от других видов буккроссинга, у родителей есть возможность получить профессиональные комментарии прочитанного материала от специалиста МДОО.

2 модуль «Городская прогулка для малышей» – возможность освоения предметной деятельности во время прогулки (например, с мамой – днём, с папой – вечером).

3 модуль «Летнее путешествие» – при входе в детский сад на информационном стенде (или с использованием другой навигационной системы) посетители могут познакомиться с картой-схемой территории и указателями тематических площадок.  К услугам посетителей – спортивная площадка для двигательной активности детей на свежем воздухе с использованием физкультурного оборудования и спортивного инвентаря; кольцевая дорожка со специальным покрытием для катания на велосипеде, самокате и педальных машинках; экологический уголок, предусматривающий спланированное озеленение, декоративное оформление малыми архитектурными формами тематической направленности; площадка для тихого отдыха и площадка-солярий; игровой сектор с зонированием для проведения игр, сенсомоторного развития, музыкальной и творческой деятельности и оснащенный многофункциональными игровыми модулями – такими как интерактивная уличная песочница, увлекательный лабиринт,  крупногабаритный конструктор и мозаика.

В настоящее время в муниципальном образовании город Екатеринбург существует возможность получить дошкольное образование для детей до 3 лет только в группе полного дня (4500 мест) и группе кратковременного пребывания (1500 мест). Большая часть мест  в муниципальных дошкольных образовательных организациях создана для детей с 2 до 3 лет, это количество не удовлетворяет полностью потребность в дошкольном образовании детей раннего дошкольного возраста. Вариативные модели, описанные выше, позволят обеспечить обучение детей раннего возраста в условиях муниципальных дошкольных образовательных организаций.

В ходе реализации пилотного проекта «Модели дошкольного образования для детей в возрасте 0+» новые формы работы проходят апробацию на площадках МДОО города Екатеринбурга. Для составления перечня вариативных моделей при использовании в массовой практике дошкольного образования детей в возрасте до 3 лет планируется проведение социологического опроса среди принимавших участие в проекте родителей (законных представителей) детей. Результаты будут проанализированы на Августовском совещании педагогических работников в августе 2019 года.



Автор -

Н.Н. Ведерникова, Н.И. Храмова