Профилизация как фактор повышения востребованности и конкурентоспособности школы в образовательном пространстве Екатеринбурга

Август, 2019

Востребованность профильного образования очевидна. Об этом свидетельствуют результаты ежегодной кампании по зачислению детей в первые классы. Количество заявлений в профильные школы Екатеринбурга уже в первые часы приема значительно превышает количество свободных мест в данных учреждениях. Это означает, что количество школ, отвечающих запросам родителей, значительно меньше, чем это необходимо, и наличие профильной направленности организаций является одним из условий их востребованности и конкурентоспособности в городском образовательном пространстве. 


Согласно национальной стратегии [4], все дети должны обучаться в организациях, дающих образование высокого качества, учитывающих их интересы и склонности, отвечающих ожиданиям потребителей образовательных услуг. Невостребованных организаций быть не должно. Профилизация школ в данной ситуации является актуальным ресурсом для повышения их конкурентоспособности в сфере образовательных услуг. Важно также отметить, что профилизация общего образования является одной из форм предпрофессиональной подготовки обучающихся, а значит, имеет ключевое значение для достижения целей, поставленных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации [7], Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [8], Национальным проектом «Образование» [3], а также отмеченных в Послании Президента Российской Федерации 20.02.2019 [5]. В соответствии с этими документами научно-технологическое развитие страны должно быть обеспечено «за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации», формирования качественных условий подготовки кадров для современной экономики, в том числе и на этапе общего образования.  


Одним из показателей реализации поставленных целей в сфере общего образования является вхождение России к 2024 году в первую десятку стран – лидеров по средним показателям функциональной грамотности международных исследований PISA. Высокий уровень доверия к данным испытаниям во всем мире связан с тем, что материалы для их проведения разрабатываются на основе научного прогнозирования требований к образованности человека в будущем. По итогам международного исследования PISA, в котором наша страна участвует с 2000 года (один раз в три года), у российских школьников наблюдается положительная тенденция, однако они значительно уступают своим сверстникам из развитых стран.


Результаты свидетельствуют о том, что при наличии высокого уровня овладения предметными знаниями учащиеся испытывают значительные затруднения в их применении для решения широкого диапазона жизненных задач, в том числе и творческих, в различных сферах деятельности. Это означает, что система общего образования, несмотря на принятую в 2002 году Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования [1], не является достаточно эффективной с точки зрения практических умений обучающихся, их готовности к выбору профессионального будущего. В качестве причин данной проблемы, учитывая опыт системы образования в г. Екатеринбурге, можно выделить следующие: 

  •  во-первых, количество школ, предоставляющих качественное профильное образование по причине недостаточности ресурсов (кадровых, учебно-методических, материально-технических) ограничено, в связи с чем возможность освоения профильных образовательных программ есть не у всех детей;  
  • во-вторых, в ситуации дефицита мест в профильных школах выбор профиля обучения для детей, которым посчастливилось быть зачисленными в них, часто продиктован возможностями образовательной организации и не всегда совпадает с интересами и склонностями конкретного обучающегося;  
  • в-третьих, относительно короткий период предпрофильной подготовки и профильного обучения на заключительных этапах общего образования не всегда является достаточным для успешного самоопределения подростков. 

Соответственно и ресурсами для решения представленных проблем являются: 

  • увеличение количества школ, предоставляющих качественное профильное образование; 
  •  расширение вариативности профилей и разнообразия моделей их реализации с учетом территориальной доступности и в соответствии с запросами детей и родителей, социально-экономическими потребностями города и региона; 
  • формирование системы ранней предпрофильной и предпрофессиональной подготовки обучающихся, включая уровни дошкольного и начального общего образования, а также усиление практической направленности данной системы, в том числе за счет привлечения заинтересованных в подготовке кадров организаций партнеров. 

В целях актуализации вопросов, связанных с ранней профильной подготовкой обучающихся к выбору будущей профессии, а также выявления эффективных моделей организации предпрофессиональной подготовки обучающихся, 1 ноября 2018 года в рамках XXIV городских открытых Педагогических чтений состоялся Образовательный Форум «Ранняя профилизация: достоинства и недостатки» (далее – форум). Участники форума – руководители и педагоги образовательных организаций, представители учреждений среднего и высшего профессионального образования, предприятий-партнеров, отметили, что именно ранняя профилизация, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, является важной составляющей для успешного самоопределения детей, поэтапного формирования их индивидуального образовательного маршрута.  


При рассмотрении вопросов профилизации образования на форуме за основу принимались ключевые понятия, такие как: 

  • профильное обучение – это организация образовательной деятельности, основанная на дифференциации и индивидуализации содержания образовательных программ с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, в том числе на основе углубленного изучения отдельных учебных предметов, предметных областей (ФГОС СОО);
  • ранняя профориентация – система мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию детей, в том числе детей младшего школьного и дошкольного возраста, и навигацию по существующим профессиям и профессиональным областям, подготовку к выбору профессии с учетом особенностей личности и потребностей экономики в кадрах (федеральный проект «Успех каждого ребенка»). 

В рамках форума было отмечено, что со времени принятия концепции профильного обучения в общем образовании произошли существенные изменения. На смену системе, ориентированной на равноценное изучение всех предметов школьной программы, пришла система профильного обучения, сфокусированная на выборе обучающимися перечня и уровня освоения учебных дисциплин. На этапе начального и основного общего образования осуществлен переход на федеральные государственные образовательные стандарты. В 24 школах города в пилотном режиме отрабатываются вопросы введения ФГОС в старших классах. Данные процессы способствуют индивидуализации образования, усилению деятельностной составляющей обучения, влияющей на развитие функциональной грамотности учащихся. 

Несмотря на данные перемены, процесс индивидуализации образования для большей части учреждений в условиях массового обучения пока остается трудновыполнимым. Поэтому расширение условий профильного образования с  использованием различных моделей и форм его организации является наиболее доступной и практичной формой дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. Результаты анализа образовательных программ школ Екатеринбурга свидетельствуют о том, что процессы профилизации в разной степени осуществляются на всех уровнях общего образования.  Так, на уровнях начального и основного общего образования профилизация связана с реализацией углубленных программ. Их осваивают 13% детей 2–4 классов и 46% учащихся 5–9 классов.  На уровне среднего общего образования профильные программы доступны для 53% учащихся 10–11 классов, которые занимаются в 69 (из 163) школах города (диаграмма 1). 


Диаграмма 1 Доля учащихся в школах Екатеринбурга, занимающихся профильным и углубленным образовательным программам (в  %) 

 12345.jpg
 

 Таким образом, положительным результатом является создание условий для получения профильного образования для более половины старшеклассников в 42% общеобразовательных организаций города. 

Одной из стратегических задач развития сферы образования является увеличение до 90% охвата детей программами профильного образования. Поэтому в круг задач общеобразовательных организаций должны входить следующие: 

  • для профильных школ – совершенствование условий профильного образования в соответствии с запросами обучающихся с возможностью перехода в режим работы ресурсного центра для непрофильных школ;
  • для непрофильных организаций – создание качественных условий предпрофессиональной подготовки обучающихся в соответствии с потребностями обучающихся на основе использования сетевых ресурсов. 

В этой ситуации руководителю общеобразовательной организации важно найти оптимальный путь повышения качества предпрофессиональной подготовки обучающихся во вверенном учреждении, учитывая известные в педагогической практике модели профильного образования, опираясь на ресурсы школы, опыт и возможности города. 


По мнению участников форума, актуальными для реализации в качестве пилотных площадок для обмена опытом на муниципальном уровне являются известные модели и формы профилизации: 

1) внутришкольная профилизация-

  • однопрофильная школа,
  • многопрофильная школа; 

2) сетевая профилизация - 

  • объединение вокруг ресурсных профильных школ-центров, обладающих достаточным материальным и кадровым потенциалом, нескольких образовательных организаций с целью совместного использования условий профильного образования;
  • кооперация школ с учреждениями дополнительного, высшего, среднего профессионального образования, заинтересованными в подготовке кадров предприятиями и организациями города с целью привлечения дополнительных образовательных ресурсов.  

Модель внутришкольной профилизации в образовательном пространстве Екатеринбурга является наиболее распространенной. Она предполагает реализацию на базе конкретного общеобразовательного учреждения одного или нескольких профилей обучения. Названия профилей и количество школ, их реализующих представлены на диаграмме 2. Диаграмма 2 


Количество школ, реализующих в 10-11 классах профильные программы (в ед.) 

123456 


Самыми распространенными профилями в городе являются физико-математический, социально-гуманитарный, информационно-технологический и социально-экономический. Это связано с востребованностью данных направлений среди потребителей образовательных услуг.

Заметное увеличение количества школ, реализующих физико-математический и информационно-технологический профили, произошло за последние четыре года. Причиной этого является вступление в 2015 году школ Екатеринбурга в региональную программу «Уральская инженерная школа». 


В перспективе потенциал профильных школ может стать основанием для формирования на их базе городских профильных ресурсных центров, функционирование которых позволит за счет сетевого взаимодействия значительно повысить качество образования учащихся других общеобразовательных организаций. Но в большей мере эффективность профильного образования учащегося  в первую очередь все-таки зависит от правильности выбора профиля обучения, от того, насколько содержание профильной программы отвечает его интересам и склонностям, жизненным планам. Для того чтобы понять, как учащиеся 10–11 классов справляются с этой задачей, в ноябре 2018 года в 7 профильных школах города был проведен социологический опрос.  


Анализ итогов проведенного опроса позволяет сделать следующие выводы:

  • с выбором профиля обучения определились заранее (на этапе освоения основного общего образования) – 71% старшеклассников;
  • с выбором профиля определились самостоятельно – 67% участников опроса, осуществили выбор под влиянием родителей – 21%,  влияние педагогов на выбор профиля отметили лишь 0,3% старшеклассников;
  • считают, что профиль обучения полностью соответствует их планам на дальнейшее получение образования – 42,5% старшеклассников, отмечают лишь частичное соответствие – 43%,   указывают на полное несоответствие профиля планам на самоопределение – 14%. 

Результаты опроса свидетельствуют, что хотя большинство учащихся определились с выбором профиля заранее, тем не менее значительная часть из них осуществили свой выбор без помощи педагогов или других взрослых. Возможно поэтому только чуть более сорока процентов учащихся полностью удовлетворены выбором профиля и связывают с ним свои профессиональные планы. Поэтому важным аспектом качественного профильного образования должно быть психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Опыт работы однопрофильных и многопрофильных школ Екатеринбурга позволяет выделить как достоинства, так и недостатки данной модели. 


Достоинствами внутришкольной профилизации являются:

  • качественная и системная подготовка обучающихся, подтвержденная результатами независимой оценки в форме ОГЭ и ЕГЭ, обеспечивающая успешное поступление в учреждения профессионального образования,
  • развитие компетенции выбора в области профессионального самоопределения, моральной готовности обучающегося к переменам после школы.

Среди недостатков внутришкольной профилизации можно выделить:

  • недостаточность психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения, в том числе в части диагностики интересов и склонностей школьников;
  • сложность смены профиля в случае изменения планов обучающегося. 

Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования условий обучения в профильных школах важно сохранить положительные результаты их функционирования и преодолеть проблемы, связанные с подготовкой учащихся к выбору профиля обучения, а также с возможностью его изменения. В качестве примера решения данной проблемы интересен представленный в рамках форума опыт школы № 18. Учащимся данного учреждения подготовиться к самостоятельному выбору деятельности по интересам помогает реализация принципов мягкой профилизации. Начиная с 5 класса дети имеют возможность попробовать свои силы в одном из профилей – гуманитарном, общеобразовательном, естественнонаучном, социально-экономическом, технологическом. Выбранный профиль ребенок может поменять. Сложности могут быть только с переходом в гуманитарный класс, где изучаются два иностранных языка – туда могут перейти дети при условии ликвидации образовавшейся академической задолженности. 


Серьезным недостатком модели внутришкольной профилизации является тот факт, что ее сложно реализовать в ОО с небольшим количеством обучающихся на уровне среднего общего образования. Для организации разнонаправленных профильных направлений функционирование на параллели одного-двух классов явно недостаточно. А таких школ в городе достаточно много. Поэтому для данных школ оправдано вхождение в сетевые группы по совместному использованию ресурсов других учреждений. Сетевая модель профилизации позволяет сделать качественное профильное образование более доступным. В связи с этим особое значение приобретают различные формы ее реализации. Одной из таких форм является объединение школ вокруг образовательной организации, являющейся ресурсным центром. 


Опыт г. Екатеринбурга по созданию на базе профильных школ ресурсных центров по реализации образовательных программ естественнонаучного цикла и профориентационной работы связан с участием в освоении региональной Комплексной программы «Уральская инженерная школа» на 2015–2034 годы [6]. За четыре года реализации данной программы за счет средств областного и муниципального бюджетов модернизированы условия технического творчества в 19 образовательных организациях. В качестве городских ресурсных центров по подготовке школьников к высоким достижениям и профессиональной деятельности в области естественнонаучного и технического образования уже сегодня работают лицеи № 110, 130, 180, 128. 


Партнерами данных учреждений являются близлежащие образовательные учреждения, а также промышленные предприятия и бизнес-структуры, заинтересованные в том, чтобы к ним пришли работать профессионально подготовленные люди. Ресурсные возможности данных организаций являются основанием для повышения качества естественнонаучного образования обучающихся других школ города. Участие в региональной программе «Уральская инженерная школа» способствовало увеличению количества профильных классов с физико-математической, естественнонаучной, технической направленностью. За три года их количество увеличилось более чем в два раза. Если в 2016 году преобладали профили гуманитарной направленности, то сейчас они количественно уступают естественнонаучным профилям. Количество детей, занимающихся техническим творчеством, увеличилось в 14 раз. 


На диаграмме 3 представлена динамика изменения профилей гуманитарной направленности и профилей естественнонаучной и информационно-технологической направленностей за три прошедших года. Диаграмма 3 


Динамика изменения количества профилей гуманитарной направленности и профилей естественнонаучной и информационно-технологической направленностей за три года (в ед.) 

12345


Важной частью профильного образования является дополнительное образование. Его вариативность в соответствии с интересами и склонностями обучающихся является важным условием формирования системы поддержки профильных программ. В системе образования города сегодня функционирует 17 муниципальных организаций дополнительного образования детей. В структуре данных учреждений работают 1938 детских объединений, в которых деятельностью по интересам занимаются более 34000 детей.  


Кооперация школ с учреждениями дополнительного образования является одной из форм сетевой модели организации профильной подготовки обучающихся. Опыт реализации данной модели в рамках форума был представлен педагогами школы № 22, которые на конкретных примерах показали, как системное использование ресурсов дополнительного образования помогает детям приобретать опыт самостоятельного выбора занятий по интересам, пробовать свои силы в различных направлениях деятельности и, в конечном итоге, самоопределяться в жизни. 


Актуальной формой сетевой профилизации является включение в систему сетевого взаимодействия школ также и учреждений дошкольного образования. Это позволяет создать гибкую систему профориентационного сопровождения, охватывающую все уровни образования. Детский сад должен стать первым этапом знакомства детей с миром профессий, на котором дошкольники учатся самостоятельно думать, ответственно делать выбор. Развитие ребенка на данном этапе предполагает побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, формирование оптимистичной самооценки и уверенности в себе, создание условий для получения опыта самостоятельных проб. Все это может положительно повлиять на осознанный выбор дальнейшего пути.  


Примером сетевой профилизации на основе кооперации школ города и представителей высшего профессионального образования является организация олимпиадных классов по информатике. В целях повышения качества педагогического сопровождения одаренных детей Екатеринбурга с точки зрения их конкурентоспособности в самом главном интеллектуальном конкурсе страны – Всероссийской олимпиаде школьников – в этом учебном году в рамках проекта «Интеллектуальный Олимп» совместно с Уральским федеральным университетом подготовлены условия для запуска с сентября 2019 года пилотного проекта «Олимпиадные классы по информатике». На базе 13 общеобразовательных организаций (№ 9, 16, 23, 64, 68, 69, 76, 99, 128, 130, 145, 180, 208) планируется создание разновозрастных сетевых классов (1–11).  


Со стороны университета будет обеспечено системное информационно-методическое сопровождение деятельности педагогов и обучающихся классов олимпиадной информатики под руководством кандидата физико-математических наук, бронзового медалиста Чемпионата мира по спортивному программированию 2011 года, главного тренера команд УрФУ по спортивному программированию М.В. Рубинчика. Опыт реализации пилотного проекта по информатике с участием внешних партнеров в перспективе может быть основанием для формирования городских ресурсных центров и по другим предметам.   


Одним из новых направлений профилизации является функционирование школы как ресурса развития кадрового потенциала конкретного предприятия. Один из вариантов данной модели в настоящее время реализуется школой № 53 совместно с ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург». Результатом этой работы является создание современной образовательной среды для функционирования «Газпром-класса» по подготовке перспективного кадрового резерва для дочерних Обществ и организаций ПАО «Газпром» из числа наиболее способных и мотивированных на успешную профессиональную самореализацию учащихся. Предприятие-партнер в этой ситуации обеспечивает не только оборудование учебного помещения, но и реализацию совместного профориентационного плана, включающего участие школьников в интеллектуальных конкурсных испытаниях, летних школах подготовки для одаренных детей, а также повышение квалификации педагогов. Создание аналогичных моделей возможно и с другими предприятиями. Так, например, госкорпорация «Росатом» в рамках проекта «Школа Росатома» ежегодно проводит конкурс по отбору общеобразовательных организаций для открытия «Атом-класса» с целью системной подготовки обучающихся к работе в сфере высоких технологий на предприятиях «Росатома». 


Интересен опыт раннего профессионального самоопределения будущих педагогов в Железнодорожном районе, где на основе договора с УрГПУ открыты «Педагогические классы». Профильные классы функционируют на базе школ № 166 и 148. Для работы в этих них приглашаются педагоги, которые не просто являются хорошими предметниками, а по-настоящему увлечены своей профессией. По мнению организаторов профильных педагогических классов, только такие наставники смогут показать профессию изнутри и помочь школьникам определиться: действительно ли педагогика – это то, в чем им хочется совершенствоваться, чем хочется заниматься всю жизнь.  


На протяжении многих лет эффективной формой сетевой предпрофессиональной подготовки школьников является взаимодействие в рамках проекта «Профи-дебют – масштаб город» Центра «Диалог» и школ города: это своеобразный навигатор в мире профессий, особенностью которого является проектирование и реализация школьниками собственных профессионально-образовательных маршрутов с посещением организаций профессионального образования и предприятий-партнеров. Ежегодно в рамках данного проекта тысячи школьников знакомятся с рабочими местами и определяются с поступлением в учреждения профессионального образования. Дальнейшее развитие городского проекта связано с необходимостью расширения партнерского взаимодействия за счет привлечения организаций из различных секторов экономики. 


Представленные модели и формы профилизации условий образования призваны помочь руководителям и педагогам осмыслить и найти свой путь повышения эффективности предпрофессиональной подготовки обучающихся в соответствии с ожиданиями детей и родителей, социально-экономическими запросами города и региона и, как следствие, обеспечить востребованность и конкурентоспособность образовательной организации в образовательном пространстве Екатеринбурга.  В целях дальнейшего расширения условий качественного профильного образования в соответствии с интересами и склонностями обучающихся уже в ближайшей перспективе на уровне города важно решить проблемы, связанные с отработкой механизмов сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций с учреждениями дошкольного, дополнительного образования, а также организациями партнерами – учреждениями среднего и высшего профессионального образования, промышленными предприятиями. 


Актуальными в этом отношении являются следующие направления работы:

  • формирование ресурсных центров на базе образовательных организаций, активно реализующих разнонаправленные профильные образовательные программы, программы дополнительного образования;
  • развитие различных форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений с организациями – ресурсными центрами (как внутри системы муниципального образования, так и за ее пределами);
  • привлечение для реализации профильных образовательных программ, программ дополнительного образования возможностей, которыми располагают  организации-партнеры, заинтересованные в подготовке кадров для работы в конкретной сфере. 

В результате этой работы, согласно одному из восьми ключевых принципов Национальной стратегии действий в интересах детей, «должны создаваться условия для достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности» [2]. 

 

Список литературы 


1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Минобразования России от 18.07.2002 № 2783. 

2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761. 

3. Национальный проект «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 03.09.2018 № 10). 

4. Послание Президента РФ к Федеральному собранию от 01.03.2018. 

5. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному собранию». 6. Указ Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 № 453 «О комплексной программе «Уральская инженерная школа». 

7. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». 8. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 

Автор -

М.В. Воробьев, О.В. Тушева