Разрешение споров в образовательных отношениях в условиях муниципальной системы образования

26 Августа, 2019

Вступление в силу 1 сентября 2013 года федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» привело к изменению отношений школа – ученик – родитель: теперь данные отношения классифицируются как образовательные, причем права, обязанности и ответственность сторон регламентируются договором. Исходя из такого подхода, подразумевается, что разрешение споров в отношениях, возникающих между образовательными организациями, родителями (законными представителями) обучающихся, педагогическими работниками при реализации права на образование, должно происходить в порядке, определенном договором об образовании и действующим гражданским законодательством. Но, к сожалению, действующая практика показывает, что разрешение таких споров выходит из индивидуального спора и выносится в публичную плоскость – посредством направления информации в СМИ.  


В ходе статьи нами будут использованы следующие понятия:

- образовательные отношения – отношения, возникающие между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и обучающимся, по поводу получения (предоставления) образования, основные характеристики которого определяются образовательной программой в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством об образовании и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования, локальными нормативными актами, договором об образовании (обучении);

- участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

- обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

- законный представитель обучающегося – родитель, иное лицо, действующее на основании Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, в интересах и от имени несовершеннолетнего обучающегося при реализации образовательных отношений;

- договор об образовании – документ, заключаемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями /законными представителями несовершеннолетнего лица), регламентирующий права, обязанности между участниками образовательных отношений;

- родительская плата – установленная в соответствии с договором плата за оказываемый образовательной организацией обучающемуся комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. 


В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любой из представленных способов может оказаться в разных ситуациях менее эффективным, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В муниципальной системе образования для помощи в разрешении конфликтных ситуаций муниципальным образовательным организациям оказывается психолого-педагогическая помощь специалистами МБУ ЕЦПППН «Диалог». Данная проблема в образовательных отношениях приобретает особую актуальность, т.к. обучение – это процесс, который может сопровождаться высокой степенью стрессогенности для некоторых участников образовательных отношений. Высокая плотность межличностных контактов, большое нервно-эмоциональное напряжение субъектов, включенных в процесс взаимоотношений, возможность конфликтов – все это отрицательно может сказаться на психологическом климате коллектива образовательной организации. 


В некоторых случаях требуется особая помощь в преодолении конфликтов. Более эффективной становится та помощь, которая расширяет потенциал личности, предоставляя ей новые возможности для самореализации. В настоящее время успешно себя зарекомендовала Служба примирения – это культура разрешения споров и конфликтов через проведение восстановительных программ. Основной задачей специалистов службы примирения (медиации) является развитие в образовательных организациях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения, так как конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если участники приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. В решении конфликтных ситуаций может помочь нейтральный посредник (специалист службы примирения, медиатор), который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает.  


Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (разобраться, в чем проблема, какой и кому причинен вред?), а также самим участникам конфликта найти выход из сложившейся ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем. Специалист службы примирения (медиатор) организует примирительную встречу только при добровольном согласии конфликтующих сторон и в их интересах, и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт. 


Для поддержки проведения восстановительных программ в образовательном учреждении организуются школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения и чтобы сторонам конфликта в первую очередь было предложено самим найти выход из сложившейся конфликтной ситуации. 


Школьная служба примирения (медиации) – это команда взрослых и подростков, задачами которой являются:

  • разрешение конфликтных ситуаций конструктивным способом;
  • создание условий для конструктивного диалога, а значит, предоставление возможности сторонам понять друг друга, опираясь на личностные, а не ролевые отношения;
  • снижение уровня напряженности в конфликтной ситуации. 
Служба примирения поддерживает такую культуру взаимоотношений, которая направлена на создание безопасных и комфортных отношений, основанных на взаимопонимании, взаимной ответственности и поддержке, чувстве справедливости, а в итоге – на развитие активного сообщества в пространстве школы. Образовательные организации, в которых созданы школьные службы примирения (медиации), ориентированы на различные модели в зависимости от потребностей и возможностей школы (профилактическая, группы равных, медиаторы-волонтеры и т.д.). Следует заметить, что обучающиеся охотно включаются в работу, осваивая новые формы взаимодействия. 


Есть школы, которые успешно привлекают к работе в службе не только педагогов и детей, но и родителей. Так, например, на базе МАОУ СОШ № 183 организовано повышение психологической компетентности родителей по вопросам использования медиативных технологий. Это очень важный опыт, т.к. родители – значимые фигуры для детей. У родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в новой для них социальной роли, самим участвовать в разрешении конфликтов с помощью восстановительных процедур, поделиться полученным опытом с другими участниками образовательных отношений, прежде всего с родителями. Это важно и для других родителей, т.к. показан конструктивный подход к конфликтным ситуациям. Родители являются проводниками распространения восстановительных программ не только в стенах своей образовательной организации, но и в других учреждениях. Пример родителей-медиаторов сможет показать другим участникам образовательных отношений качественно иной способ разрешения конфликтных ситуаций. Родительская медиация также необходима для активизации социальной активности других детей. 


Анализ судебной практики в сфере образования города Екатеринбурга с 01.01.2019 по 06.06.2019 показывает уменьшение количества исковых заявлений по категории дел, связанной с реализацией права на образование (прием в образовательную организацию, дошкольную образовательную организацию), поскольку в 2018 году было подано 9 исковых заявлений, в 2019 году – 3. Снижение судебных дел по данной категории обусловлено увеличением информационного просвещения жителей города Екатеринбурга через горячие линии (по вопросу зачисления детей в детские сады, школы), изменением подходов к процедуре зачисления детей в первые классы школ (разделение потоков подачи заявлений в первый класс), работой по изменению механизмов закрепления территорий школ за жилыми домами (увеличение количества выбора общеобразовательных учреждений при подаче заявления в первый класс), а также благодаря увеличению сети образовательных учреждений. При этом в данной категории дел в 2019 году появились новые виды исковых заявлений – оспаривание результатов индивидуального отбора, проводимого организацией (2 исковых заявления). По данной категории судебных дел требования, заявленные в исковых заявлениях, остаются без удовлетворения судебными органами. 


Появилась практика предъявления исковых требований к образовательным организациям по возмещению морального и материального вреда обучающимся (воспитанникам) и их родителям (законным представителям) при получении несовершеннолетними травм различной степени тяжести в период нахождения их в образовательных организациях: 2018 год – 3 дела, 2019 год – 1 спор. По данной категории дел суды удовлетворяют исковые требования частично либо в полном объеме, что влечет за собой незапланированные расходы образовательного учреждения. 


Например, с одной из школ города Екатеринбурга за получение обучающимся травмы во время его нахождения на территории образовательной организации суд взыскал в пользу родителя несовершеннолетнего обучающегося и непосредственно на самого обучающегося возмещение материального и морального ущерба, а также стоимость понесенных судебных расходов на сумму около 600 000 рублей. И такие примеры по городу Екатеринбургу не единичны. Согласно сложившейся в 2018-2019 годах судебной практики, возмещение указанного ущерба родителю (законному представителю), а также непосредственно обучающимся (воспитанникам) суды взыскивают с образовательных учреждений в размерах от 200 000 рублей и выше. 


Данные споры чаще всего возникают в связи с недостаточностью контроля со стороны руководящего состава за соблюдением в полном объеме правил поведения участников образовательного процесса на территории образовательного учреждения. В 2018 году таких исков, при рассмотрении которых участвовал Департамент образования, было 4. В 2019 году Департамент образования не был привлечен судами в качестве третьего лица при рассмотрении таких споров, но тем не менее от некоторых учреждений поступала информация о предъявлении к ним претензий и исков по данной категории дел. 


Помимо этого существуют ситуации, когда требования договора об образовании исполняются не в полном объеме не только образовательным учреждением, а также и родителем (законным представителем). Например, в случае наличия у родителей (законных представителей) задолженности перед дошкольной образовательной организацией по родительской плате. С целью взыскания задолженности с родителей (законных представителей) часть дошкольных образовательных учреждений проводит необходимый комплекс досудебных мероприятий для дальнейшего взыскания дебиторской задолженности путем направления заявлений в мировые суды о выдаче судебного приказа. По информации, поступавшей от образовательных организаций в Департамент образования, за 2017 год задолженность родителей (законных представителей) перед детскими садами составила более 10 миллионов рублей. За 2018–2019 гг. детскими садами было подано 32 заявления на выдачу судебных приказов (в 2018 году – 17, в 2019 году – 15), взыскано 310 686,02 рубля (за 2018 год – 245 513,40 рубля, за 2019 – 65 172,62 рубля). 


Конфликтные ситуации в образовательных отношениях все чаще выходят в публичную плоскость, в том числе в связи с развитием социальных сетей, различных мессенджеров и телеграмм-каналов. В социальных сетях с каждым днем становится все больше различных групп по интересам, например «Инцидент Екатеринбург», где ее участники активно выкладывают фото- и видеоотчеты или публикуют краткие сообщения о несчастных случаях или конфликтных ситуациях, свидетелями которых они стали. Кроме того, мессенджеры дают возможность родителям (законным представителям) обсуждать возникшее недовольство по разным вопросам между собой и выносить это на публику, что в дальнейшем становится информповодом для средств массовой информации (далее – СМИ). Не всегда подобные сообщения носят достоверный характер, так как законные представители детей могут неправильно трактовать ту или иную возникшую ситуацию. 


Журналисты городских, региональных и федеральных СМИ в поисках интересных тем активно мониторят данные группы, а также посты в социальных сетях видных деятелей общественности. Согласно статье 49 закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации. Находя интересную тему, первым делом представители СМИ осуществляют проверку информации на достоверность. Если она является правдивой, то журналист обращается к обеим сторонам конфликта для объективной подачи материала. 


Реагировать на «неприятный» журналистский запрос или нет – это тонкий момент, поскольку отказ от комментария не заставит редакцию отказаться от идеи опубликовать статью или снять сюжет, но в этом случае журналисты будут черпать информацию из других источников, и материал будет подан не объективно, и к тому же, зачастую, обвинения будут направлены на организацию, не прояснившую ситуацию. В сложившихся реалиях СМИ имеют значительное влияние на человека, которого ежедневно окружает большое количество информации. Проблемы, возникающие в процессе образовательной деятельности, вызывают высокий интерес со стороны СМИ и горожан, так как эта сфера касается воспитания будущего поколения. 


Для того чтобы выработать имидж Департамента образования Администрации города Екатеринбурга как структуры, которая не только поддерживает, но и каждый год повышает уровень образования, выстраивает и развивает взаимоотношения между участниками образовательного процесса, было разработано медийное направление, которое помогает выстраивать со СМИ деловые отношения, шире информировать законных представителей детей о возможностях, предоставляемых системой образования, доносить актуальную информацию и достоверные сведения «от первого лица». 


Несмотря на стремления образовательных организаций максимально соблюдать все меры безопасности для обучающихся, включая видеонаблюдение, события, несущие несчастные случаи или конфликтные ситуации, время от времени происходят как и в стенах образовательных организаций, так и на их территории. В марте 2019 года неизвестные старшеклассники, не являясь учениками школы, избили на ее территории трех пятиклассников. Этот инцидент мгновенно получил широкую огласку. На одном из городских порталов в этот день вышло три новости, раскрывающие подробности произошедшего. Департамент образования, получив запрос от СМИ прокомментировать ситуацию и дать более подробную информацию о случившемся, занял позицию «открытости» и не препятствовал посещению журналистов школы, где произошел инцидент. Ее руководитель дал подробные разъяснения о событии, оказал поддержку как родителям пятиклассников, так и содействие в расследовании конфликта органам внутренних дел. 


В связи с участившимися случаями буллинга и конфликтных ситуаций между детьми не только в Екатеринбурге, но и городах Свердловской области с 2018 года практически в каждой школе столицы Урала появилась служба школьной медиации, члены которой помогают несовершеннолетним разрешить возникшие споры и недопонимание между всеми участниками образовательного процесса. От того, что в современном мире все чаще происходят ситуации, связанные с жестокостью и агрессией молодого поколения, службы примирения вызвали интерес со стороны средств массовой информации, которых, в частности, интересовал состав данных комиссий и виды помощи, которую они могут оказать обучающимся.   


Для широкого информирования родителей и законных представителей детей, проведения разъяснительной работы о целях и задачах комиссий школьной медиации Департамент образования, благодаря сотрудничеству со СМИ, начиная с июля 2018 года по март 2019 года организовал 13 выступлений представителей служб школьной медиации и психологов Екатеринбургского центра психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» (далее – МБУ ЕЦПППН): 

1) программа «Переломка» на Екатеринбургском телевидении (далее – ЕТВ) с участием руководителя МБУ ЕЦПППН «Диалог» Кольчугиной Л.Г. и психолога МАОУ СОШ № 25 Васильевой Г.И.; 

2) программа «Сумма мнений» на ЕТВ с участием руководителя МБУ ЕЦПППН «Диалог» Кольчугиной Л.Г. и заместителем директора МАОУ СОШ № 23 Тофанило Е.А.; 

3) программа «Местное время» на государственной телерадиокомпании «Урал» с участием заместителя директора МАОУ Лицея № 100 Колпаковой И.Э.; 

4) выступление заместителя директора МАОУ Лицея № 100 Колпаковой И.Э. на российской информационной радиостанции «Вести FM»; 

5) съемки сюжета для программы «Главные новости Екатеринбурга» на телевизионном канале «41-Домашний» с участием психолога МАОУ СОШ № 23 Повалюхиной В.О.; 

6) программа «События. Итоги недели» на Областном телевидении с участием начальника отдела превентивных технологий МБУ ЕЦПППН «Диалог» Верещака А.Б.; 

7) программа «Новости», рубрика «Гость студии» на телеканале «Четвертый канал» с участием руководителя школьной службы примирения МАОУ Гимназии № 210 «Корифей» Шняк В.В.; 

8) съемки сюжета для программы «Главные новости Екатеринбурга» на телевизионном канале «41-Домашний» с участием руководителя методического объединения педагогов-психологов Ленинского района Екатеринбурга Васильевой Н.А.; 

9) интервью для программы «Главные новости Екатеринбурга» на телевизионном канале «41-Домашний» с участием руководителя МБУ ЕЦПППН «Диалог» Кольчугиной Л.Г.; 

10) интервью для телерадиокомпании «Ямал-Регион» с участием руководителя МБУ ЕЦПППН «Диалог» Кольчугиной Л.Г.; 11) программа «Сумма мнений» на ЕТВ с участием Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области Морокова И.Р., руководителя МБУ ЕЦПППН «Диалог» Кольчугиной Л.Г., педагога-психолога и руководителя школьной медиации МАОУ СОШ № 183 Гвоздевой Е.И.; 

12) комментарий для газеты «Аргументы и Факты» заместителя директора МАОУ Лицея № 100 Колпаковой И.Э.; 

13) программа «Сумма мнений» на ЕТВ с участием педагога-психолога и руководителя школьной медиации МАОУ СОШ № 183 Гвоздевой Е.И. 


Такая совместная просветительская деятельность Департамента образования, центра «Диалог», СМИ помогла расширить информированность законных представителей детей о работе комиссий школьной медиации и дать разъяснения, для чего необходима такая форма общения, когда за «стол переговоров» садятся не только профессиональные психологи, но и несовершеннолетние дети и их родители. Законные представители детей узнали, что при появлении недопонимания или конфликтной ситуации как между детьми, так и взрослыми общеобразовательная организация готова оказать помощь в ее разрешении.  


Кроме того, в своих выступлениях специалисты рассказали, как родителям распознать в поведении ребенка его подавленное психологическое состояние для предотвращения с его стороны агрессии, или понять, что он стал жертвой буллинга. Для профилактики случаев конфликтных ситуаций Департамент образования продолжит разъяснительную работу через средства массовой информации: основная услуга, которую он выполняет в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», – это обеспечение доступности и предоставление бесплатного образования для жителей муниципального образования «город Екатеринбург». Удовлетворенность населения в получении этой услуги – первостепенная цель системы образования. 


Как показала практика, самой актуальной и востребованной является информация о порядке зачисления детей в 1 классы, комплектовании дошкольных организаций, о получении путёвок в летние лагеря в рамках оздоровительной кампании. Через СМИ Департамент образования осуществляет своевременное информирование населения путем организации пресс-конференций, брифингов, пресс-туров, интервью, дней открытых дверей и прямых линий. Кроме того, на официальном портале Екатеринбурга (екатеринбург.рф) размещаются «памятки для родителей» по востребованным темам и новостные материалы. Данная информационно-разъяснительная работа помогает общественности ориентироваться в муниципальных услугах, предоставляемых Департаментом образования. 


Медийное направление работы Департамента образования – это обеспечение открытости деятельности образовательного комплекса и повышение доверия к работе воспитателей, педагогов, руководителей образовательных организаций. Образовательные отношения в ходе реализации образовательного процесса невозможны без противоречий и конфликтов, которые, в свою очередь, являются источником развития. Но если противоречия и конфликты в образовательной организации – явление естественное, важно, чтобы все понимали и осознавали, что каждый конфликт должен быть урегулирован и его разрешение возможно только обеими сторонами.


Список литературы


1.  Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство/под общей редакцией Карнозовой Л.М.– М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с. 

2. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». 

3.  Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». 

4.  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». 

5.  Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2013  № ВК-844/07 «Методические рекомендации по организации служб школьной медиации». 

6.  Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2013  № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 № ВК-54/07вн). 

 

Автор -

И.А. Шурова, М.О. Сазонова, Е.А. Катхина