Партнёрство и социальная ответственность – главные ресурсы развития системы образования

26 Августа, 2019

Стране необходима длительная педагогическая терапия,

в результате которой нам всем предстоит обучиться искусству диалога.

Е. Ямбург

Екатеринбург – город, который притягателен для многих людей, новых идей, знаний и инвестиций. Качественное образование является базовым условием повышения привлекательности и конкурентоспособности Екатеринбурга для развития экономики знаний и высокотехнологичных услуг. Герман Греф высказался о том, что основная проблема не в том, что мы отстали в каких-то технологиях, а в том, что нам не удается готовить человеческий капитал (humancapital) того качества и теми темпами, которых требует время. Сфера образования является ключевым звеном работы в этом направлении.

В настоящее время в муниципальном образовании «город Екатеринбург» функционируют 163 общеобразовательных организации, 355 дошкольных образовательных организаций и 17 организаций дополнительного образования, в которых трудятся 13188 педагогических работников и обучаются более 270000 детей. Образованию Екатеринбурга есть чем гордиться, всё чаще и чаще результаты деятельности образовательного комплекса признаются профессиональным сообществом России как одни из наиболее значимых и передовых. Можно привести несколько примеров таких достижений

По данным агентства RAEX, в ежегодном рейтинге школ по конкурентоспособности выпускников, который показывает, в каких школах наибольшая доля выпускников успешно поступает в лучшие вузы России (топ100), представлено два екатеринбургских образовательных учреждения: гимназия № 9 и лицей № 130. Кроме того, агентство опубликовало топ-300 российских школ, лидирующих по абсолютному количеству выпускников, которые поступили в ведущие вузы России.  В этом списке 10 екатеринбургских школ:

  • • 9-е место списка – СУНЦ УрФУ; 
  • • 34-е – гимназия № 9; 
  • • 69-е – лицей № 130; 
  • • 87-е – гимназия № 2; 
  • • 91-е – гимназия № 35; 
  • • 101-е – лицей № 110; 
  • • 139-е – гимназия № 5; 
  • • 202-е – лицей № 180; 
  • • 263-е – гимназия № 70. 

Для презентации позитивных результатов образовательной, методической и управленческой деятельности Департамент образования выстраивает систему мощной информационной поддержки всех социально и профессионально значимых мероприятий, что подтверждается конкретными мероприятиями и результатами работы. В течение 2018 года на Официальном портале Екатеринбурга (екатеринбург.рф) и Информационном портале Екатеринбурга (ekburg.ru) в рубрике «Новости» вышло 382 информационных материала, касающихся деятельности системы образования, 1521 новостной материал. Было проведено 67 мероприятий с участием средств массовой информации (пресс-конференции, брифинги, пресс-туры, индивидуальные и групповые съемки ТВ), предоставлено 83 комментария по телефону/на камеру со стороны руководства и 151 – со стороны пресс-секретаря Департамента образования, 160 комментариев руководителей и педагогических работников образовательных организаций Екатеринбурга, начальников РУО и их заместителей, организовано 85 участий представителей и работников системы образования в программах теле- и радиокомпаний. 


В 2018–2019 гг. продолжена работа по отработке моделей межрегионального сотрудничества: город Екатеринбург приветствовал делегации педагогов и руководителей из Уфы и Чехова, детские делегации из Франции и Венгрии. Опыт межрегионального и международного сотрудничества был продолжен на выставке SMART-EXPO-URAL, которая состоялась 22–24 марта 2019 года. Выставку посетили гости из Свердловской области, Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Тюмени, Челябинска, Перми, Казани, Красноярска, Германии, Чехии, Китая и США. На выставке были представлены 150 организаций, на стендах которых работали 425 специалистов, в мероприятиях деловой программы выступили 140 спикеров. С экспозицией и деловой программой ознакомились 5620 посетителей. Было проведено 90 деловых, 30 творческих и интерактивных мероприятий по обобщению опыта профессиональной деятельности образовательного сообщества города Екатеринбурга. 


Наряду с цельно выстроенной системой формирования позитивной информационной повестки о результатах деятельности сферы образования педагоги нередко сталкиваются с негативными откликами и мнениями со стороны родителей обучающихся, которые заставляют остановиться и задуматься о верности выбранного пути и направления развития, вносят корректировку в деятельность практически каждого учреждения. К сожалению,не все они умеют и хотят рассказывать о себе в позитивном ключе. Этому необходимо учиться. В период с 26 сентября по 16 октября 2018 года прошло 4 обучающих семинара по работе со средствами массовой информации для руководителей образовательных организаций всех районов города, подведомственных Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга. 


Для расширения количества участников, формирующих информационное поле о деятельности сферы образования, в 2018/2019 учебном году школьным медиацентром  городского Дворца «Одаренность и технологии» создан образовательный проект «МедиаГород» («Единая территория развития медиаграмотности и медийного менталитета»). Под руководством практикующих журналистов, специалистов рекламы и PR с представителями школьных СМИ, юными корреспондентами и журналистами проводятся образовательные мастер-классы в очной и заочной формах (дистанционные формы) по разным жанрам журналистики. 36 команд из 32 образовательных организаций создали более 70 пресс-релизов, заметок, фоторепортажей, интервью, зарисовок, телевизионных сюжетов и разместили их на личных страницах в социальных сетях («ВКонтакте», Instagram, Facebook). Детские работы оцениваются по качеству, фиксируется количество просмотров, репостов и лайков. На данный момент в социальной сети «ВКонтакте» детские работы набрали более 500 репостов и более 42 000 просмотров. 


Всё это делается для того, чтобы как можно интереснее рассказать о жизни образовательных организаций, современных детях, приоритетах в образовании, привлечь к совместному решению проблем и вопросов заинтересованных лиц, социальных партнёров, органы власти. Ребята своими усилиями и конкретными делами пытаются найти то, что объединяет людей, заинтересованных в развитии системы образования. Работа с общественностью, родителями и СМИ, введение их в мир современного образования – важнейшая задача школы. Родители участвуют в образовании человека не только как налогоплательщики или партнёры по софинансированию отдельных образовательных услуг, но и как люди, способные мотивировать ребенка на обучение гораздо лучше, чем это может сделать учитель (хотя бы потому, что учитель тратит на конкретного ребенка в десятки раз меньше времени, чем родители), и понимающие, что общее и дополнительное образование является очень важным и существенным фактором дальнейшего успешного развития личности. Проблема отсутствия или снижения интереса родителей к проведению работы по стимулированию ребёнка к обучению может быть очень серьезным препятствием для продвижения к запланированному результату образования.


Общественное мнение об образовательной организации формируется во многом ее работниками. Дети и родители пользуются услугами конкретного учреждения, поэтому от решений, принятых на местах, зависит восприятие гражданами нашего общего дела, формирование мнения о результатах работы системы. Анализ количества и содержания обращений граждан – один из значимых индикаторов благополучия ситуации в системе. С одной стороны, обращения не всегда бывают объективными и подтверждаются, с другой стороны – это важная составная часть общественного мнения, позволяющая определить проблемы и противоречия в деятельности образовательной организации и вовремя среагировать на них. 


В прошедшем учебном году в Департамент образования Администрации города Екатеринбурга поступило 6492 обращения от физических лиц. Тематику обращений можно разделить на 4 больших блока (таблица 1). 

Таблица 1 

Информация по вопросам и количеству обращений граждан в Департамент образования Администрации города  в  2018/2019 учебном году

 

Доступность образования

Запросы о местах в ДОУ

3349

О зачислении в 1 класс

2154

Приём-перевод во 2–11 классы

74

Приём в учреждения дополнительного

образования

6

   

Правовые отношения

Конфликтные ситуации между

участниками образовательного процесса

175

О деятельности учреждений

178

О нарушениях трудовых прав

31

О сборах денежных средств

51

Кадровые вопросы

Запросы подтверждения стажа

162

О благодарности сотрудникам ОО

16

Финансово- хозяйственная

деятельность

О благоустройстве территорий и

содержании зданий

269

Об организации питания

27

Итого:

 

6492


Наибольшую тревогу у родителей вызывают вопросы, связанные с реализацией принципа доступности образования. В Екатеринбурге с каждым годом увеличивается численность детского населения, а следовательно, растет и контингент школьников. Например, по сравнению с 2014 годом в 2019 году численность школьников увеличилась на 29502 человека, также ежегодно становится больше количество детей, обучающихся во вторую смену. 


Таблица 2 

Информация о численности обучающихся, в том числе первоклассников, в общеобразовательных организациях Екатеринбурга,  а также количестве детей, обучающихся во вторую смену 

 

Дата

Количество детей в ОО

Количество

первоклассников

Количество детей, обучающихся во

вторую смену

01.09.2018

157 077

19 075

44 267 (28,2%)

01.09.2017

149 825

18 751

39 629 (26,5%)

01.09.2016

141 717

17 878

34 340 (24,2%)

01.09.2015

133 092

16 275

30 183 (22,6%)

01.09.2014

127 575

14 998

27 998 (21,9%)


При проведении социологического исследования родителям обучающихся города Екатеринбурга был задан вопрос о том, что они считают наиболее важным при выборе школы. На втором месте по значимости (для 69% от общего числа опрошенных) находится важность расположения учреждения в непосредственной близости от места проживания. Это обстоятельство является приоритетным при подаче заявления на зачисление ребёнка в образовательную организацию, а  невозможность положительного решения данного вопроса способствует повышению уровня социальной напряжённости среди населения. Одним из возможных вариантов решения проблемы является распределение сроков подачи заявлений родителями по территориальному признаку (в зависимости от места их проживания): например, в определенный день осуществляется подача заявлений жителями Верх-Исетского  района, затем – Железнодорожного и т.д. Данная модель позволит разгрузить действующие информационные системы, снять напряжённость среди родителей и будет апробирована с декабря 2019 по февраль 2020 года. 


Приоритетным направлением работы Администрации города является введение новых и реконструкция ветхих зданий образовательных организаций с целью увеличения в них количества обучающихся. В период до 2020 года задача увеличения мест будет решаться за счёт реконструкции школы № 1 на 825 мест (в 2019 году), школы № 80 на 1000 мест (в 2020 году), строительства в 2020 году второго здания школы № 181 на 600 мест, школы в микрорайоне «Академический» на 1200 мест, школы в микрорайоне «Солнечный» на 1000 мест. Будут выполнены также работы по капитальному ремонту существующих зданий школы № 49 на 575 мест, школы № 81 на 550 мест, школы № 43 на 600 мест (в 2019 году), школы № 33 на 300 мест, школы № 30 на 700 мест, школы № 141 на 700 мест, школы № 25 (ул. Феофанова, 10) на 400 мест, школы № 115 на 200 мест (в 2020 году). Однако проводимые мероприятия в части строительства новых школ и капитального ремонта существующих зданий не покрывают полную потребность города Екатеринбурга в односменном режиме работы муниципальных школ. 


Дошкольное образование – неотъемлемая часть реализации комплекса общеобразовательных программ, в связи с чем приобретает актуальность и принцип его доступности,  то есть обеспеченности детей соответствующего возраста дошкольными образовательными учреждениями. В Екатеринбурге 94,33% детей в возрасте от 3 до 7 лет посещают в детских садах группы полного дня. Но, хотя с трёхлетнего возраста места предоставляются всем детям и их имеется достаточное количество, именно по причине значительной удалённости детского сада от места проживания и отсутствия возможности подвоза детей родители принимают решение о нахождении ребёнка дома или ищут альтернативные способы устройства детей.


Дети раннего возраста (до 3 лет) – это категория особой заботы муниципалитета и государства, так как при фактическом отсутствии проектных мощностей и возможности обеспечить местами в детских садах всех желающих поставлена задача охватить дошкольным образованием также данную категорию детского населения. В городе Екатеринбурге доля детей до 3 лет, посещающих МДОУ, составляет 5,67%. В основном это дети льготных категорий (3097 человек) и дети, посещающие группы кратковременного пребывания (1200 человек), и только небольшая часть детей (1403 человека) – общей категории. Количество детей раннего возраста, стоящих в очереди, составляет 33 367 человек. 


Для решения проблемы охвата детей раннего возраста дошкольным образованием детские сады города Екатеринбурга реализуют 11 моделей работы с детьми данной категории: 

  •  группа «Вместе с мамой» – МДОО № 339, 465, 567, 573; 
  •  летний (зимний) детско-родительский лагерь – МДОО № 174, 187, 398; 
  •  семейный клуб – МДОО № 18, 30, 80, 192, 197, 209, 349, 487, 539; 
  •  центр игровой поддержки и сопровождений ребёнка «Первые шаги» – МДОО № 33, 398, 424, 539; 
  •  родительский университет (интернет-лекторий) – МДОО № 30, 80, 113, 118, 349, 469, 478, 554; 
  •  педагогическое волонтёрство – МДОО № 154, 302; 
  •  родительские сборы – МДОО № 145, 352, 521; 
  •  лето-парк – МДОО № 196, 245, 339, 482; 
  •  консультационный центр (консультационный интернет-портал для родителей) – МДОО № 154, 299, 302, 368, 548; 
  •  группа кратковременного пребывания – МДОО № 13, 41, 104, 276; 
  •  группа полного дня – МДОО № 62, 192, 539, 561.  

Несмотря на активный отклик детских садов поучаствовать в работе с детьми раннего возраста и высокую оценку деятельности образовательных организаций со стороны экспертного сообщества, вышеназванная деятельность не решает вопроса удовлетворения потребности населения в предоставлении услуг дошкольного образования. Значительную часть обращений граждан в Департамент образования также составляют вопросы, связанные с возникновением конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений, с созданием условий содержания детей и режимными моментами. Именно эти вопросы являются самыми обсуждаемыми в СМИ и социальных сетях. 


Бывает, что в отношениях родителей и детей тревоги гораздо больше, чем заботы, а амбиций родителей больше, чем желания успеха ребенку. Нечаянно брошенная негативная фраза или слово в отношении образовательной организации или учителя не только не воспитывают чувство социальной ответственности за поступки и дела, а, наоборот – приводят к ценностной дезориентации ребёнка, порождают пренебрежительное отношение к учебному труду, к месту, где он обучается, к людям педагогической профессии, закладывается негативный образец и опыт поведения.


Интересным является тот факт, что наибольшее количество обращений по второму блоку вопросов («Правовые отношения») получено в адрес учреждений, деятельностью которых руководят сотрудники, имеющие достаточный опыт административной работы. Но, вероятнее всего, стаж руководящей работы не является показателем выстраивания эффективных, доброжелательных и результативных отношений с участниками образовательных отношений. Российский философ Григорий Соломонович Померанц сказал: «Стиль полемики важнее предмета полемики». Поэтому современному руководителю недостаточно одной веры в себя, нужно уметь убеждать других людей, уметь доносить до них свою мысль.


Представление о том, какого качества услуги должны оказываться населению, какими должны быть организации и учреждения, деятельность которых направлена на решение различных социальных задач, меняется вслед за изменением жизни граждан. Новая рыночная экономика во многих сферах деятельности старается подстраиваться под потребности современных детей и молодёжи. Но школа при всех внешних атрибутах создания современных условий обучения: 100% организаций подключены к сети Интернет, 74 школы имеют скорость 100 Мбит/сек, 20781 компьютер, 3996 проекторов, 2389 интерактивных устройств (доски, панели, столы, полы), 290 передвижных компьютерных класса, – по сути своей остаётся очень консервативной (прежними остаются принципы обучения, система отношений, медленно меняется содержание). 


Жизнь гораздо динамичнее школы, школа – точка сопротивления будущему. Учитывая, что школа не готова меняться быстро, вокруг традиционной системы образования начинают образовываться альтернативные площадки и формы, которые нацелены на персонализированное образование. Наряду с негосударственными образовательными организациями возрастает спрос и на получение образования в семейной форме: 2015 год – 31 обучающийся, 2016 год – 143, 2017 год – 183, 2018 год – 256, 2019 год – 287. Наиболее востребованной эта форма является в Октябрьском и Орджоникидзевском районах. 


В 2018/2019 учебном году Департаментом образования совместно с Центром психолого-педагогической помощи «Диалог» проведена разъяснительная работа с родителями (в ней приняли участие 62 человека), в процессе которой были сформулированы рекомендации о возможности использования данной формы обучения: для какой категории детей данная форма является приемлемой, какие обязательные условия должны быть соблюдены, с какими рисками может столкнуться семья. Результаты семейного образования не могут радовать, так как 18 детей (более 6%) не аттестованы по итогам учебного года, тогда как при обучении по очной форме только 0,03% детей завершили с отрицательными результатами. 


В современном мире активно развиваются услуги для самостоятельного обучения детей. Становится возможным и общедоступным побывать на уроках у самых именитых и известных педагогов и преподавателей, самостоятельно изучить образовательный модуль или тему с использованием ресурсов дистанционного образования и обучающих платформ. Сеть данных услуг настолько развита, что они оказываются или бесплатно, или за незначительную плату, что гораздо дешевле, чем оплачивать работу репетитора с ребёнком. У цифровых платформ есть ещё одна, очень важная функция: персонализированное обучение должно сделать возможным применение индивидуальных траекторий развития ребёнка и оценки его результатов, что пока сложно реализовать в массовой школе с переполненными классами. 


В России существуют разнообразные ресурсы для дистанционного обучения. Например, в апреле 2018 года «Яндекс» совместно с издательством «Просвещение» запустил платформу для школьников, на которой они смогут выполнять задания от учителей, а платформа будет автоматически их оценивать и сообщать преподавателю уже готовые результаты. В городе Екатеринбурге существует опыт реализации сетевых проектов по использованию различных образовательных платформ. Наибольшее число пользователей отмечено по системам «Учи.ру» и «Я-класс». Так, например, в реализации проекта по использованию «Учи.ру» активно участвуют 23807 учеников (при 58867 зарегистрированных) и 3252 учителя города Екатеринбурга. Наиболее активными пользователями являются обучающиеся ОО № 23 (1035 учеников), ОО № 102 (906 учеников), ОО № 125 (420 учеников), ОО № 44 (401 ученик) и ОО № 80 (336 учеников). 


Использование образовательных платформ позволяет персонифицировать процесс обучения в массовой школе (на что у учителя физически не хватает времени): ученик может выполнять тренировочные задания и изучать новый материал с учётом индивидуального ритма и скорости выполнения работ, незамедлительно получать рекомендации к выполнению заданий и комментарии по оптимизации работы, отслеживается динамика усвоения учебного материала и активность обучающегося, количество и содержание ошибок для планирования действий по коррекции, используется система оценивания, понятная ребёнку.  На современном этапе развития общества производится переоценка ценностей и смыслов жизни. Российская школа также должна меняться вслед за изменениями потребностей и запросов общества, однако новые стандарты и участие в инновационной деятельности не всегда позволяют школе стать адекватной веяниям времени. Чтобы произвести системные изменения, нужно изучить современные тенденции развития общественного мнения, ценности молодого поколения, понять причины возникающих противоречий между планируемым результатом работы российской школы и тем, что является потребностью выпускников, учреждений профессионального образования и родителей. Как говорят врачи: «Сначала нужно поставить диагноз, а потом лечить».


В 2019 году в образовательных организациях города Екатеринбурга было организовано социологическое исследование по изучению восприятия деятельности системы образования родителями. В анкетировании приняли участие 7281 человек, при условии, что в масштабах страны массовым считается исследование, в котором приняли участие более 3000 человек. Степень погрешности в ответах при таком охвате составляет чуть более 1%, что говорит о полной объективности представленных данных (объективными считаются данные при степени погрешности до 5%) – это очень хороший результат, который демонстрирует, что родители не равнодушны к деятельности сферы образования. Мнение родителей очень важно, потому что позволяет скорректировать деятельность образовательных организаций с точки зрения запросов потребителей образовательных услуг. 


Опрос проводился среди родителей обучающихся общеобразовательных организаций, т.к. именно через них представлен основной объём контингента обучающихся системы образования.  В отдельных семьях есть и обучающийся школы, и воспитанник дошкольной образовательной организации: 75% опрошенных указали, что хотя бы один ребёнок обучается в школе, 25% – 2 и более. В опросе в основном принимали участие женщины (93%) и они в возрасте от 31 до 50 лет (88%), с высшим образованием (65%), работающие в сфере услуг (57%). Большинство детей опрашиваемых родителей воспитываются в полных семьях (82%) с двумя детьми (53%). Распределение анкетируемых по территориально-административному признаку в основном пропорционально соответствует распределению численности контингента обучающихся по районам. Результаты исследования в качестве статистической информации используются и в данной статье. 


Что должно измениться в деятельности педагога и его отношении к работе, чтобы ситуация в образовании действительно коренным образом изменилась? Отказаться от привычной идеи обучения. Мы всегда относились к образованию как к накоплению знаний и освоению умений. Лозунг образования XX века – учение для жизни. Но сегодня мы просто не представляем, в каком мире будут жить наши ученики. Давайте признаем, что не сможем дать детям образование, которое точно будет востребовано в их будущей жизни. Сегодня целый ряд футурологов утверждает, что технологическую стадию столетнего цикла XX века мы прожили за 14 лет. Более того, следующее столетие мы пройдем за семь лет. 


С 2014 по 2021 год технологии изменятся в том же объёме, как они изменились за весь XX век. Затем столетие пролетит за три года, а к концу XXI века, наверное, технологический цикл мы будем проживать за месяц. И это, конечно, тот момент, который нужно обязательно учитывать при определении и осознании функций нового, современного учителя. Исходя из этого, современному учителю нужно привить своим ученикам любовь к познанию. Но поскольку информация сейчас слишком доступна, то вернуть ценность знаний может только увлекательный процесс обучения. Следовательно, нужно сменить фокус зрения с результата на процесс: продумать условия создания ситуации успеха, научиться отвечать на реальный запрос ученика. 


В целях повышения качества образовательных услуг с 2015 года образовательные организации Екатеринбурга принимают участие в процедурах независимой оценки качества образования. Она потому называется независимой, что оценку производят не надзорные органы и экспертыпрофессионалы, а люди, не имеющие специального образования: выпускники, родители, партнёры. Участвует в процедуре НОКО большое количество ОО, что говорит о высокой потребности оценки и улучшения условий образования в соответствии с ожиданиями обучающихся и их родителей: 

  •  2015 год  125 общеобразовательных организаций (77%); 
  •  2016 год  376 дошкольных образовательных организаций (91%); 
  •  2017 год – 54 образовательные организации, из которых 18 – организации дополнительного образования (100%), 36 – общеобразовательные организации (22%); 
  •  2018 год – 163 общеобразовательные организации (100%)

По итогам регионального интегрального рейтинга 2018 года из 163 муниципальных организаций – участников НОКО оценку «отлично» получили 15 (9,2%) образовательных организаций, оценку «хорошо» – 133 (81,5%) организации, оценку «удовлетворительно» – 14 организаций (8,5%), «ниже среднего» – 1 организация (1%).Таким образом, на «хорошо» и «отлично» потребители образовательных услуг оценили деятельность 148 школ Екатеринбурга, что составляет 90,7% от их общего количества.


Согласно опубликованному отчету Министерства, в список школ Свердловской области с наибольшими значениями итогового интегрального показателя вошли 36 (из 1143) образовательных организаций, в том числе 4 школы муниципального образования «город Екатеринбург»: ОО № 53 Октябрьского района (2 место в области и 1 место в городе), ОО № 138 Орджоникидзевского района (11 место в области и 2 место в городе), ОО № 176 Кировского района (12 место в области и 3 в городе), ОО № 39 Чкаловского района (28 место в области и 4 в городе). Высокий региональный рейтинг также имеют ОО № 76, 132, 32, 12, 200, 19, 70, 100, 22, 57, 184. 


Как видно из представленных данных, большинство учреждений в городе Екатеринбурге положительно оцениваются родителями и выпускниками, но стоит отметить, что не всегда общественная внешняя оценка совпадает с экспертной, и традиционно «сильные» учреждения могут оказаться в «слабой» позиции (например, ОО № 37 и 8). Качественный анализ различных позиций оценки позволит руководителю ОО как скорректировать отдельные позиции в деятельности учреждения, так и полностью перестроить систему внешних связей и отношений между участниками образовательного процесса. 


В соответствии с задачами, поставленными Президентом нашей страны В.В. Путиным, Россия к 2025 году должна войти в десятку стран мира с высокими показателями качества образования. Уже никто не оспаривает тот факт, что для решения такой амбициозной задачи требуется модернизация системы образования по нескольким направлениям. Эксперты доказали, что ни одна страна не в состоянии успешно модернизировать образование при затратах менее 7% от ВВП. По данным НИУ ВШЭ, с 2012 по 2015 год бюджет на образование сократился более чем на 30%. С 2016 по 2018 год бюджет на образование вырос (по городу Екатеринбургу: 2016 год – 13289371,8 рубля, 2017 год – 14637489,2 рубля, 2018 год – 15534009,4 рубля), но этот рост был медленнее инфляции, то есть в реальных деньгах расходы на образование сокращались. Сейчас, по данным НИУ ВШЭ, Россия тратит на образование из консолидированного бюджета примерно 3,5% от ВВП. 


Вместе с тем увеличение общих объёмов финансирования системы образования планируется произвести с использованием программно-целевого метода через реализацию мероприятий Приоритетного национального проекта «Образование». Система образования города Екатеринбурга активно включается в эти процессы: 

  •  в рамках федерального проекта «Современная школа» по направлению «Обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков» к 1 сентября 2019 года в ОО № 55, 179, расположенных в сельской местности, будут созданы Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»;
  •  в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» представлена заявка на 21 учреждение города Екатеринбурга (ОО № 156, 50, 35, 86, 138, 44, 163, 27, 16, 23, 92, 174, 181, 178, 106, 109, 128, 19, 63, 164, 121) по моделированию цифровой образовательной среды. 

В системе образования, на первый взгляд, складывается благоприятная ситуация, но оперирование экономическими показателями по отрасли без контекстного пояснения и уточнения зачастую искажают реальное положение дел. Гарантированное бюджетное финансирование обеспечивает определённую жизненную стабильность работников и членов их семей, увеличение доли сотрудников мужского пола, приток молодых педагогов. Заработная плата педагогических работников соответствует показателям дорожной карты: 34867,80 рубля – у педагогических работников дошкольного образования, 37119,90 рубля – общего образования; 38025,30 рубля – у педагогов дополнительного образования. Эти цифры соответствуют средним экономическим показателям по Свердловской области, но уровень жизни и стоимость услуг в Екатеринбурге всё-таки значительно выше, чем в области, в связи с этим существует потребность учёта данного экономического показателя в документах регионального уровня при планировании норматива формирования фонда оплаты труда образовательной организации. 


Заработная плата педагога напрямую зависит от объёма труда. В 2018/2019 учебном году средняя нагрузка педагога дошкольного образования составляет 1,38; общего образования – 1,58, дополнительного образования – 1,61. С одной стороны, работа в образовательных организациях позволяет получать неплохую заработную плату, но такие средства достаются достаточно высокой ценой. Проблема повышенной педагогической нагрузки и профессиональноличностного выгорания является очень актуальной. В современном образовании можно наблюдать эффект растворения учителя в работе, размывание её временных рамок, то есть педагоги работают всегда и независимо от того, на рабочем месте они находятся или нет. 


Усталость и профессионально-личностное выгорание имеют неприятные последствия: возрастает конфликтность в коллективе, ухудшается социальнопедагогический климат и физическое здоровье сотрудников, падает интерес к профессии, а это, в свою очередь, ведёт к снижению качества уроков, увеличению конфликтных ситуаций с детьми и родителями. Вечно усталому учителю, бывает, нечего отдать детям. Для решения проблемы профессионального выгорания нужно не только привлечь в систему образования педагогов в большем количестве, но обеспечить подготовку профессионалов другого качества. Учить детей по-новому сможет только педагог нового формата.  


Понимание приоритетного развития кадрового ресурса на федеральном и региональном уровнях подтверждается выделением целевых средств для профессионального обучения педагогов. Так, из средств областного бюджета на организацию дополнительного профессионального образования в 2017 году было выделено 22 766 000 рублей, в 2018 году – 38 577 100 рублей. Всего за 2017 и 2018 годы повысили свою квалификацию 11577 педагогов школ и детских садов, что составляет 87,7% от общего количества педагогических работников. 


Основной площадкой подготовки и развития кадров на муниципальном уровне является МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», в котором за последние два года значительно изменились подходы к организации повышения квалификации педагогов, системно изучается потребность в вопросах кадрового развития и проектируется новые  модели повышения квалификации, такие как педагогические мастерские, проектные сессии, занятия  в выездной осеней школе, стажировки, интерактивные кейсы, онлайн и дистанционное обучение, экспертно-аналитические материалы. 


Наиболее востребованными стали дополнительные образовательные программы, обеспечивающие  повышение функциональной грамотности педагогов  вне зависимости от преподаваемого ими предмета – это программы по формированию информационных навыков (цифровой компетенции), брендированию учреждения, изменению подходов к оценочной деятельности, конструированию урока, разрешению конфликтных ситуаций и профилактике поведенческих отклонений обучающихся. Педагогические мастерские  являются основой   образовательных программ  ЕДУ, который за два года пригласил авторов  передовых практик и увеличил количество участников сетевых образовательных программ: с трех  в 2016 году до четырнадцати (ведущих партнеров  в РФ и Екатеринбурге)   в  2018 году, а также представил 48 программ, из которых  5 –  являются новыми авторскими  программами Дома Учителя.


Благодаря   использованию  возможностей смешанной очнодистанционной формы обучения количество слушателей образовательных программ  увеличилось в три раза: так, прошли обучение 300 педагогов – с участием онлайн-школы Skyeng и еще 600 – с участием онлайн-школы Фоксфорд  и А.Е. Воронцовым. Ведущие партнеры ЕДУ  в реализации образовательных программ –  А.Е. Воронцов, издательство «Сентябрь» (Москва), ВШЭ (Москва), онлайн-школы Skyeng, «Фоксфорд» и др. Набирают популярность у слушателей и авторские программы местных мастеров и наставников, среди которых Л.В. Токарская, Л.А. Малышева, Л.Я. Мурзина,  Д.И. Архарова. Всероссийская выездная  школа педагогов и директоров в  Екатеринбурге собрала на своей площадке 200 работников образования и в форме 4-дневного интенсивного образовательного марафона  участники Школы решали  различные вопросы, посвященные современным методам управления образовательными организациями. Общие цифры, иллюстрирующие деятельность ЕДУ, представлены в таблице 3. 

Таблица 3 

Информация о деятельности Екатеринбургский Дом Учителя по подготовке и развитию кадров на муниципальном уровне 

 

Критерии

Промежуточный результат на 21.11.2018,

чел.

2016

2017

2018

Количество участников ПК

(очно + дистанционно)

695

789

2168

Количество онлайн-

участников профессиональных сообществ*

 

30

 

170

 

1650

Количество посетителей сайта ЕДУ в среднем за месяц

2700

2274

4331

Количество организаций- партнеров (сетевая форма

реализации программ)

 

3

 

5

 

14

Количество проектов – участников конкурсов

инновационных проектов и

программ

 

20

 

37

 

48

Количество реализованных

ОП ДПО

35

38

48


На уровне образовательных организаций всё более популярными становятся новые корпоративные модели кадрового развития. Так, на муниципальный конкурс «Инновации в образовании – 2019» было представлено 28 заявок, 7 из которых (25%) – в номинации «Педагог 2.0», что подтверждает факт актуальности тематики кадрового развития и формирования культуры педагогического взаимодействия в процессе решения современных образовательных задач.


Заслуги 52% педагогов и руководителей ОО на федеральном и областном уровне отмечены отраслевыми наградами. Самый высокий процент аттестованных работников трудятся в общеобразовательных организациях (88,9%) и организациях дополнительного образования (87%). Количество аттестованных педагогов в детских садах составляет 81,3%. В последние годы повысилась активность участия педагогических работников в профессиональных конкурсах различных уровней (от 2500 человек в 2015 году до 3000 – в 2018 году). По результатам всероссийского конкурса, проводимого с 2006 года в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», лучшими учителями признаны 560 педагогов школ города. 


Учреждения города Екатеринбурга участвуют в апробации новой модели аттестации. Однако проблемы, связанные с уровнем профессионализма педагогов, не могут быть решены обновлением системы аттестации. Необходимо развивать современные формы наставничества, профессиональной и методической поддержки коллегам, имеющим определённые проблемы, на уровне образовательной организации. Учитывая, что к учителю предъявляется очень высокий уровень требований, столкновение с первыми трудностями и реалиями педагогических будней побуждает молодёжь к принятию решения об увольнении из образовательной организации. И чем раньше начнётся знакомство обучающихся с реальной практической деятельностью педагога, тем более уверенно будет сформировано решение о выборе профессии. Выявить потенциальных педагогов, обеспечить профессиональное сопровождение деятельности детей в процессе самоопределения – это те задачи, которые возможно решать ещё со школьной скамьи.


Именно поэтому на муниципальном уровне был возобновлён проект «Педагогические классы», в процессе реализации которого будут выявляться старшеклассники с лидерскими качествами, готовые выбрать профессию педагога. Данный проект был запущен в ноябре 2018 года. Его реализация рассчитана на два учебных года. Участниками проекта стали обучающиеся 10– 11 классов из 15 образовательных организаций Железнодорожного района. На базе школ № 148 и 166 открыто два класса, за парты сели более 60 будущих педагогов. Учебные дисциплины преподают лучшие педагоги района, которые по-настоящему увлеклись проектом.


Перспективным направлением сотрудничества является проект «Педагогическая интернатура», который предполагает более детальное погружение в профессию уже со 2 курса обучения в педагогическом вузе. Интернатура дает возможность мотивировать будущего выпускника вуза на эффективную педагогическую деятельность, принять того, кто уже знаком со школой, коллективом и готов к продуктивной работе. На сегодняшний день 13 школ города (№ 4, 9, 13, 18, 23, 27, 45, 148, 155, 170, 174, 205, 208) работают по данному проекту. Хочется верить, что через год-два педагогические коллективы примут творческих коллег, готовых развивать школу, в которую пришли еще студентами. 


К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время статус педагога размыт, но во все времена учитель остается важным человеком для ребенка, источником поведенческих моделей и партнером, дающим бесценный личный опыт. Это подтверждают и результаты опроса родителей. Основным фактором, влияющим на выбор школы, 87% родителей считают профессионализм педагогов – данный показатель они ставят на первое рейтинговое место. И никакая информатизация и роботизация не заменят живого, мудрого совета педагога. Причем 72% родителей отмечают, что при возникновении у ребёнка проблем в школе в первую очередь они пойдут на беседу к учителю. Это демонстрирует признание профессионализма большинства педагогов. А вот дальше развитие ситуации (по вариантам ответов: попробуют решать проблему самостоятельно, с завучами и директором, будут писать обращения в различные инстанции) будет зависеть от того, как себя поведёт учитель, к которому родители пришли за советом. 


На вопрос о том, что является показателями качественного школьного образования, наивысшую позицию занимают две строки: взаимопонимание и умение договариваться между педагогами и обучающимися (74% ответивших) и высокий профессионализм педагогов (70% ответов). Особенно это взаимопонимание, взаимодействие и учёт индивидуальных особенностей ученика должны ощущаться в процессе оценивания результатов его деятельности, смысл которого необходимо изменить. Цифра от трех до пяти, поставленная в дневнике, для ребенка ни о чем не говорит. Это не более чем попытка сравнить его работу с образцом. Это уже понятно и учителю, и ребёнку, и его родителям.  Ключевой смысл оценивания для ребенка – в мотивации к дальнейшей деятельности. Поэтому, например, развернутый комментарий в ответ на сочинение, вопрос, приглашение к дискуссии – гораздо ценнее отметки. А с этим может справиться только учитель-профессионал. Понимая необходимость изменения подходов к оцениванию, 70% школ города Екатеринбурга используют технологию формирующего оценивания, корректируют критерии существующей системы оценивания. 


Дискуссионным является вопрос: какое образование нужно ребёнку? Оно может быть метапредметным (как учиться и какие приобретать навыки за пределами школьных предметов) или предметным. С одной стороны, функциональная грамотность регламентирована федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, что должно обеспечивать ребёнку успешную адаптацию к быстро меняющимся жизненным условиям, позволяет выстраивать эффективные коммуникации. С другой стороны, глубокое знание школьного предмета – это базовая основа формирования узкого, но оттого и более ценного специалиста, которых единицы (знаменитые врачи, учёные, сварщики высокой квалификации). Это и качественная подготовка к государственной итоговой аттестации, которая также организована по учебным предметам. 


В нашей стране, как и во многих других странах мира, используется система государственной итоговой аттестации, когда независимо от школы все выпускники проходят одну и ту же экзаменационную процедуру – ЕГЭ. Государство устанавливает границу, выше которой результат экзамена считается успешным, и границу, за которой выпускник может использовать результат экзамена при поступлении в вуз. Как обозначить необходимый минимум? Теоретически каждый выпускник должен демонстрировать минимальный положительный результат на ГИА по любому школьному предмету. Фактически же бывают и отклонения в запланированных результатах. 


Всего к ГИА допущено 19936 обучающихся 9-х классов (99,5%, доля допущенных по сравнению с 2017/2018 учебным годом снизилась на 0,02%) и выпускников 11-х классов (99,0%, по сравнению с 2017/2018 учебным годом значение повысилось на 0,1%). По сравнению с 2017/2018 учебным годом в 9-х классах повысился средний балл по русскому языку на 0,08 и снизился по математике – на 0,06. Количество обучающихся, набравших максимальное количество баллов (39) по русскому языку, – 503 (в 2017/2018 учебном году – 307), что составляет 3,77% от общего количества участников ОГЭ по русскому языку, но снизилась на 0,27% доля обучающихся, набравших максимальное количество баллов по математике (19 обучающихся, что составляет 0,14% от общего количества участников ОГЭ по математике). 


В 2019 году 892 обучающихся 9-х классов из 133 ОО набрали максимальное количество баллов по 11 учебным предметам, что составляет 6,61% от общего количества участников ГИА. Наибольшая доля обучающихся 9-х классов, выполнивших экзаменационные работы на «4» и «5», отмечается по 9 учебным предметам: «Русский язык» (78,42%), «Математика» (57,55%), «Физика» (58,60%), «Химия» (70,18%), «Литература» (81,19%), «Английский язык» (87,42%), «Французский язык» (84,51%), «Немецкий язык» (82,14%), «Информатика и ИКТ» (64,80%).  


Показатель среднего балла ГИА в форме ЕГЭ по русскому языку снизился на 2,32, по математике профильного уровня повысился на 5,47. Показатели по среднему баллу выше, чем в 2017/2018 учебном году, по 9 учебным предметам: «Математика (профильный уровень)» – на 5,47 балла; «Физика» – на 1,14 балла; «Химия» – на 0,35 балла; «Литература» – на 1,32 балла; «История» – на 1,72 балла; «Обществознание» – на 0,22 балла; «Английский язык» – на 9,60 балла; «Немецкий язык» – 11,66 балла; «Информатика и ИКТ» – на 2,74 балла. Снижение средних баллов зафиксировано по 5 учебным предметам: «Русский язык» – на 2,32 балла; «Математика (базовый уровень») – на 0,33; «Биология» – на 0,50 балла; «География» – на 2,08 балла; «Французский язык» – на 13,35. 


В 2019 году 1605 выпускников 11-х классов получили на ЕГЭ по русскому языку 80 баллов и выше, что составило 24,95% от общего количества выпускников, по математике профильного уровня – 472, что составляет 12,04% от общего количества выпускников, сдававших предмет. Наибольшая доля выпускников 11-х классов, получивших высокие баллы (80–100), отмечается по учебным предметам: «Немецкий язык» (46,15%), «Английский язык» (44,04%), «Русский язык» (24,95%), «Французский язык» (23,08%) «Информатика и ИКТ» (22,45%) и «Литература» (18,81%). 


В 2018/2019 учебном году 47 выпускников 11-х классов из 29 ОО получили 52 стобалльных результата ЕГЭ (по сравнению с 2018 годом доля 100-балльных результатов повысилась выше на 0,28%). Необходимо отметить, что в 2019 году выпускница 11 класса гимназии № 9 Верх-Исетского района Пределина Анастасия получила по результатам ЕГЭ 100 баллов по четырем учебным предметам – русскому языку, математике (профильный уровень), физике и информатике и ИКТ. Кроме того, 2 выпускника 11-х классов из гимназии № 9 Верх-Исетского района и лицея № 180 Чкаловского района получили по результатам ЕГЭ 100 баллов по двум учебным предметам – математике (профильный уровень) и физике, русскому языку и математике (профильный уровень) соответственно. 


Результаты ЕГЭ являются объективной информацией для проведения внутреннего анализа качества реализации образовательных программ среднего общего образования в общеобразовательных организациях и основой для принятия управленческих решений руководителями ОО при выборе методов освоения основных образовательных программ общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Чем чаще школа использует внешние («объективные») диагностические процедуры, тем более понятным становится планируемый результат. Результат выполнения того или иного задания определяет достижение учеником запланированных целей и то, насколько надежно это достижение и применимо за рамками традиционных ситуаций. Если ребенок и его родители считают, что в соответствии с их жизненными планами нужно достичь больших результатов, то школа может предложить план такого достижения, возможно, с привлечением внешних ресурсов (например, интенсивного тренинга или обучающих платформ), с мобилизацией собственных ресурсов ученика и т.д. 


Один из инструментов независимого, объективного оценивания достижений и образовательных результатов обучающихся – Всероссийская олимпиада школьников. Организация участия детей в предметных олимпиадах является ресурсом раскрытия интеллектуальных возможностей как можно большего числа детей.  В 2017 году для решения данной задачи начата работа по поэтапной модернизации системы проведения олимпиады на школьном и муниципальном уровнях, в частности разработан проект «Интеллектуальный Олимп». В рамках проекта в 2018/2019 учебном году на уровне города осуществлен ряд мер, обеспечивающих расширение круга участников олимпиады и повышение качества их подготовки. Среди реализованных преобразований – проведение школьного этапа в единое время по единым заданиям, централизованная разработка заданий в соответствии с современными требованиями, организация по отдельным предметам школ подготовки для лидеров олимпиадного движения, в том числе с приглашением федеральных экспертов и др.


Результативность принятых мер можно проанализировать на основе статистической информации по итогам олимпиады за три последних года (таблица 4). 

Таблица 4 

Информация об итогах олимпиады на школьном, муниципальном и региональном этапах  по количеству участников и числу победителей и призёров за период с 2016 по 2019 год 


   

Этапы

Категория участников (классы обучения)

Количество участников

Количество победителей и

призеров

2016/

2017

2017/

2018

2018/

2019

2016/

2017

2017/

2018

2018/

2019

Школьный

4-11

123648

130966

133149

31832

36857

35933

Муниципальный

7-11

25318

23399

27821

5193

7377

9312

Региональный

9-11

861

900

1059

341

404

378

Заключительный

9-11

67

73

68

36

34

33


Несмотря на незначительное снижение показателя количества участников заключительного этапа и количества победителей и призёров, необходимо отметить, что система качества отбора детей однозначно сработала как эффективная, т.к. победил или получил призовое место каждый второй участник. Это очень высокий показатель, по которому мы занимаем второе рейтинговое место среди мегаполисов Российской Федерации. 


В работе с детьми, достигшими исключительных результатов, есть одна особенность: те, кого мы хорошо подготовили, уже не являются потенциалом развития нашего города и региона. Экономика давно стала глобальной, выпускники, демонстрирующие очень высокие результаты, едут учиться и работать туда, где им предлагают более выгодные условия и перспективу. Всем талантливым людям хочется себя реализовать. Опрос детей, победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников, показал, что 13 из 15 человек  планируют покинуть город Екатеринбург для обучения в престижных вузах страны и за рубежом, и это является их правом.


При значительных и ощутимых вложениях (финансовых, человеческих, временных) в большинстве случаев результат работы потенциально уже не принадлежит муниципалитету. И наоборот, те дети, кому мы меньше уделяем внимания, а, возможно, и недоучиваем, будут поступать в местные профессиональные учреждения, останутся жить в городе. Несомненно, что среди таких детей тоже есть и талантливые, и успешные. Кроме того, по той же самой причине в город Екатеринбург начнут перетекать потоки талантливых выпускников из школ других территорий Свердловской области. Но при этом вопрос целесообразности использования и распределения образовательных ресурсов решается не в пользу детей с исключительными способностями, которые уже обладают достаточным потенциалом и собственными ресурсами. 


Именно поэтому необходимо основательно подумать о необходимости перераспределения ресурсов на обучение детей других категорий: тех, кто учится стабильно и хорошо, с интересом занимается в кружках и секциях, обладает какими-либо особенностями в поведении и состоянии здоровья, кто учится с трудом, у кого есть проблемы в семье и на многие другие категории. Это гораздо больший объём работы, кропотливый ежедневный труд. Но это те дети, с которыми мы будем дальше жить, и которые будут развивать наш город. Для того чтобы образование было более эффективным, нужно разработать или использовать уже существующие механизмы повышения уровня образовательной мотивации учеников (57% ответов). В связи с этим цели, которые школа устанавливает для каждого ученика, должны быть персональными.


Резильентная школа – это школа, которая «движется» вперёд и сохраняет благополучное состояние вопреки тем сложным обстоятельствам, в которых она находится. Данные международных сравнительных исследований говорят, что всего в России таких школ 4–5%. Очень важен этап самостоятельной оценки проблемного поля и определения конкретных действий, которые приведут к решению возникающих конфликтов, выстраиванию партнёрских отношений с детьми, родителями и коллективом педагогов, созданию развивающей среды и в конечном итоге – получению положительных результатов образования. В настоящее время участвуют в реализации проекта «Эффективная школа» 16 школ города Екатеринбурга (10% от общего количества учреждений). Конечно, это не все учреждения, работающие в сложных социальных контекстах, а те, кто проявил инициативу самостоятельно, или стал участником проекта по рекомендации районного управления образования, поскольку группа учреждений с одинаковыми проблемами легче справится с трудностями, чем одиночная организация. 


С точки зрения используемых методик и стратегий, по которым работают школы, высокие ожидания подкрепляются конкретными действиями и мероприятиями, в которых ребёнок совместно с родителями двигается к новым результатам. Школы – участники проекта после года кропотливой и тяжёлой работы в парах с учреждениями-наставниками отметили первые положительные результаты: 

  •  повышение методической активности и желание продемонстрировать результаты своей профессиональной деятельности среди педагогов и руководителей;
  •  активизация наставничества как внутри учреждения, так и с внешними партнёрами, что подтверждает вывод о повышении доверия педагогов друг к другу;
  •  отработка различных форм поощрения учеников, разработка инструментов повышения мотивации к учению; 
  •  организация деятельности таких площадок, на которых заслушивается и изучается мнение всех участников образовательных отношений (дискуссионные клубы, фасилитационные беседы с сотрудниками, развивающие беседы с детьми и родителями, воскресные клубы родителей и т.д.);
  •  акцент на планирование и конструирование урока с целью повышения его плотности и организации занятости всех обучающихся независимо от уровня их учебных достижений; 
  •  увеличение объёма информации, размещаемой на сайтах образовательных учреждений о достижениях детей и сотрудников с целью повышения интереса к жизни школы; 
  •  создание положительного психологического климата между участниками образовательных отношений, снижение количества конфликтных ситуаций; 
  •  повышение на 2% обучающихся, завершивших обучение на «4» и «5» в 2018/2019 учебном году, но при этом обращает на себя внимание тот факт, что незначительно увеличилась (на 0,2%) численность детей, оставленных на повторное обучение; 
  •  снижение количества пропущенных обучающимися уроков в школах – участниках проекта (с 535376 в 2017/2018 году до 506504 в 2018/2019 учебном году); 
  •  снижение количества рецидивов по случаям правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними (с 71 случая до 57); 
  •  увеличение количества детей, занятых в системе дополнительного образования (с 50% от общего количества контингента школ – участников проекта до 58%), в том числе повышение показателя занятых в объединениях дополнительного образования, деятельность которых организована в школах – участниках проекта (с 34% до 40%), увеличение количества объединений дополнительного образования (со 104 до 142).  
В Екатеринбурге 7 школ получили наиболее высокие результаты, т.е. практически половина из числа участников проекта. Это хороший результат, ведь одной из задач муниципального уровня является отработка технологии изменения образовательной среды в учреждении, горизонтальных организационно-управленческих форм сотрудничества. Образовательной организации необходимо пройти несколько этапов, чтобы сделать вывод о том, перешла ли школа в состояние резильентной. У большинства таких школ есть история прежней, непростой жизни, выхода из образовательного кризиса и перехода в новое, здоровое состояние. И драйвер перехода – это директор. 


В этой трансформации дорого внимание к каждому ребёнку. Важно, что такие школы ставят цели и задачи, которые соответствуют возможностям разных детей, что и дает им шанс подняться выше, – это своего рода социальный лифт.  Весомым социальным показателем успешности учреждения является сохранность контингента обучающихся. Анализ деятельности системы показывает, что часть учреждений в условиях высокой наполняемости и загруженности идут по пути оптимизации контингента – деления детей на талантливых и неталантливых, но через такой подход можно случайно упустить из виду ребят, чьи таланты проявятся неожиданно и (или) позже. Сегрегация по академическим успехам – это плохо, ведь академические успехи – это не единственный показатель образованности.


В успешных школах из 9 в 10 класс переходит большое количество учащихся, и они открыты для тех старшеклассников, которые хотят продолжать учиться, то есть в такие образовательные организации в 10 класс часто приходят ученики и из других школ. Дети чувствуют себя защищёнными и успешными именно в своей школе, где не отбирают детей на входе и в процессе обучения. Но у таких учреждений высокие ожидания и по отношению к родителям, которые наряду с ребёнком участвуют в создании условий для его обучения и развития. Когда родители видят, каких результатов достигает ребёнок, это усиливает их доверие к школе и мотивирует стать частью общего процесса. 


Перед каждым ребёнком стоит важная задача: оценить собственный потенциал (каковы его умения, навыки, ценности, черты характера, цели и жизненные ориентиры), осознать свои особенности и в соответствии с ними жить. Известный психолог Карл Роджерс назвал этот процесс самоактуализацией. Прямой интерес родителей – сделать так, чтобы этот процесс, организованный образовательной организацией, прошёл как можно успешнее. В течение 2018/2019 учебного года на многих городских площадках обсуждался вопрос ранней профилизации, профориентации и профильного обучения, обобщался опыт проектирования моделей эффективного учебного плана, реализации программ внеурочной и внеучебной деятельности (профильные лагеря). 


Укрупнение образовательных единиц решает вопрос перехода к ресурсосберегающему управлению. Модель объединения ресурсов является самой реальной и эффективной для решения поставленных перед образованием задач в части содержательной специализации, создания условий для изучения конкретных программ профильного обучения. Вот тогда и у ребёнка будет возможность реального выбора и изменения профиля обучения. Попытка изучения возможности объединения ресурсов МАОУ гимназии № 2 и МБОУ СОШ № 1 в прошедшем учебном году не была завершена, так как её не поддержали родители обучающихся и часть сотрудников школы. Это признак отсутствия достаточной информированности родителей о требованиях к уровню подготовки выпускников общеобразовательных школ. Для получения высокого результата каждый ребёнок вместе с семьей должен участвовать в выборе профиля изучаемых предметов и планировании формы своего обучения. 


Детский сад № 247 Чкаловского района впервые в этом году выступил с инициативой проведения чемпионата рабочих профессий для детей дошкольного возраста BabySkills, что является инновацией не только для города Екатеринбурга, но и для России. Этот сетевой проект быстро набирает обороты и проводится при информационной поддержке и сопровождении представителей чемпионата WorldskillsRussia для того, чтобы организовать площадку профессиональных проб для детей дошкольного возраста и сформировать у них эмоциональное отношение к миру профессий. Вопросами профилизации, которая связана с реализацией образовательных программ углубленного изучения отдельных предметов, занимаются 67 учреждений. Данные программы осваивают 13% детей 2–4 классов (наибольшей популярностью пользуются программы углублённого изучения иностранного языка, математики и литературы) и 46% учащихся 5–9 классов (наиболее востребованы программы по русскому языку, иностранному языку и математике).


Реализуют программы профильного обучения 69 образовательных организаций. По этим программам занимается 53% обучающихся 10–11 классов (6886 человек). Самыми распространенными в городе являются физико-математический, социально-гуманитарный и филологический профили. И только 79 обучающихся занимаются по индивидуальным учебным планам. При введении профильного обучения основной задачей является сохранение сбалансированности учебного плана. Ведь ни для кого не является секретом, что ребёнок вправе изменить отношение к выбранному профилю и направление будущей программы профессиональной подготовки. Родителей это очень волнует: они критично относятся к подбору учебных предметов преимущественно одной содержательной направленности, пытаются поддерживать вариативность образования за счёт альтернативных образовательных услуг, в том числе предложений негосударственного сектора. 


Программы предпрофильного и профильного обучения реализуются в Екатеринбурге в том числе и за счёт сетевых проектов с предприятиями города и вузами. Классы юных предпринимателей работают в ОО № 155, 140, 136, 112, 144, 20. На базе 13 общеобразовательных организаций (ОО № 9, 16, 23, 64, 68, 69, 76, 99, 128, 130, 145, 180, 208) с 01.09.2019 планируется создание разновозрастных сетевых классов (1–11) олимпиадной информатики. В рамках соглашений, заключенных с ООО «СКБ-контур», ребята обучаются разработке и реализации программ в IT-классах (ОО №  104, 110, 138). Ранее уже упоминалось об активной деятельности педагогических классов в ОО № 166 и 148, с 01.09.2019 планируется открыть ещё 6 классов (ОО № 208, 28, 61, 105, 87, 39) по обучению будущих педагогов в Чкаловском, Железнодорожном и Октябрьском районах.


Активно презентует собственную систему профильного обучения «Газпром-класс» в ОО № 53. Ведётся активная подготовительная работа по включению ОО № 167 в состав «Атом-классов». В 2018 и 2019 годах в рамках внеурочной деятельности реализуется 3 больших проекта совместно с «Детской железной дорогой», в которой участвуют все школы Железнодорожного района, а также с лабораторией Школы Главного Архитектора (30 участников профильной смены) и УрГЭУ – по организации деятельности инженерного центра для старшеклассников (из 236 участников – 126 выпускников с сертификатами по профилям пищевой технологии, биотехнологии, ITтехнологии). Школа № 175 Ленинского района впервые открывает юридический класс, а на базе сельских школ Чкаловского района (ОО № 137 и 142) начнут работу аграрные классы. 


Дети все чаще указывают на бесполезность отдельных заданий и тренировочных упражнений, предлагаемых учителем. Основным аргументом учителя при обосновании важности его выполнения является наличие подобного типа задач на ЕГЭ или ОГЭ, то есть мотивация не в том, что это нужно для жизни, а в том, что это нужно для сдачи экзамена. Практика реализации отдельных учебных программ показывает низкую эффективность ведения одночасовых курсов по выбору, которые чаще всего ориентируются не на интересы детей, а на профессиональные предпочтения учителей или руководителей. Нужно ли вырабатывать у ребенка умение делать что-то бессмысленное – то, что он делать не хочет, «но надо»? Такая практика дает отрицательный эффект и демотивирует ученика. 


Непрофессиональным считается подход, при котором большинство проблемных, поисковых, исследовательских, проектных, презентационных работ переносится для выполнения в качестве домашнего задания, когда известно, что, как правило, эти работы либо выполняют родители, либо учащиеся бездумно используют информацию из интернет-источников. Так, например, в начальных классах МАОУ гимназии № 155 реализуется проект «Домой без портфеля», который с успехом был воспринят детьми и родителями, не снизил качества образовательных результатов, но при этом освободил педагогов от необходимости дополнительной проверки детских работ. Исключительно важно в отношениях с детьми при организации учебного процесса создавать обстановку успеха, интереса, положительного эмоционального напряжения, искать и подбирать материалы, важные с точки зрения их дальнейшего применения в жизненных ситуациях. Современная педагогика событийна: и детям и взрослым запоминается то, что является ярким, важным, отличающимся от всего увиденного ранее. Но, к сожалению, не каждый педагог способен из учебного занятия сделать событие. Никто не учил учителей работать со сложным, изменившимся контингентом. 


Поколение «зэтов» – это дети, которые растут ни в чем не нуждаясь. Это явление можно назвать детоцентризмом, когда с самого раннего возраста маленькому человеку дается все самое лучшее, что только могут обеспечить его родители, «иксы» и «игреки». Так они компенсируют то, чего им самим в детстве не хватало. Поэтому ребенок оказывается как бы в ситуации двойной морали: в семье его любят и превозносят, стараются максимально вкладывать в развитие, а в школе (поскольку там обучение массовое) складывается впечатление, что такой ученик с его способностями никому особенно не нужен и не интересен.  


Важную роль в восприятии школы родителями играет интересная, наполненная и активная жизнь в ней детей, обеспечивающая каждому занятость и развитие. Очень часто этот показатель является решающим фактором при выборе учреждения. Ребёнок должен стремиться в образовательное учреждение, а не из него. В городе Екатеринбурге реализуются крупные проекты, в том числе «Одарённые дети», развивающие интересы и склонности детей к изучению отдельных наук, направлений спорта и творчества, демонстрирующие умение обучающихся выстраивать коммуникацию и проявлять организаторские качества. В 2018/2019 учебном году в рамках проекта проведено более 50 городских мероприятий с количеством участников более 10100 человек. Среди актуальных направлений поддержки детской одаренности – дополнительное образование, проект «Уральская инженерная школа», всероссийская олимпиада школьников, городские конкурсные мероприятия, психолого-педагогическое сопровождение детей, ученическое самоуправление, проект «МедиаГород». 


Способности и интересы ребёнка значительно раскрываются при занятости в системе дополнительного образования, ведь он учится тому, что «не предусмотрено школьной программой», но к чему есть интерес. Это огромная область, которая для многих детей оказывается основной, где они постигают знания и приобретают функциональные навыки, которые помогут им быть успешными во взрослой жизни. По состоянию на 2018 год по программам дополнительного образования обучалось 74,5% детей в возрасте от 5 до 18 лет (при установленном показателе 70%). Количество детей и подростков, занятых в системе дополнительного образования, за два последних года увеличилось на 11,8%. В 2018/2019 учебном году в учреждениях дополнительного образования детей наблюдался рост доли учащихся в объединениях технической, естественнонаучной, спортивной направленностей и снижение доли учащихся в объединениях художественно-эстетической направленности. Этот факт является подтверждением результативности реализации проекта «Уральская инженерная школа», возрастанием интереса обучающихся к исследовательской деятельности и соотносится с приоритетами экономического развития страны. 


Организация деятельности учреждения по развитию способностей детей и расширению спектра предлагаемых образовательных услуг с целью построения индивидуальной образовательной траектории осуществляется активно и за счёт реализации платных дополнительных образовательных услуг. В 2018 году учреждения системы образования привлекли 2801599 тысяч рублей за счёт внебюджетной деятельности, в том числе 27% (769264 тысяч рублей) всех внебюджетных поступлений – от платной образовательной деятельности. Все привлечённые средства в основном идут на выплату заработной платы и возмещение расходов недостающей части бюджетного финансирования, и лишь только 5% от общего объёма привлечённых средств – на развитие материальнотехнической базы образовательных организаций. 


Для утверждения фиксированного годового объёма средств, направляемого на содержание имущества и оплату услуг, введения более прозрачного механизма привлечения и распределения внебюджетных средств, что также напрямую связано с выстраиванием партнёрских отношений с родителями (так как они участвуют в согласовании направлений и мероприятий использования внебюджетных поступлений) с 01.01.2019 для образовательных организаций введён коэффициент платной деятельности. Выстраивание открытой системы позволит стимулировать учреждения к развитию внебюджетной деятельности. Количество организаций, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, увеличилось в 2018 году (по сравнению с показателем 2017 года) на 7% (2017 год – 441 учреждение, 81% от общего количества; 2018 год – 479 учреждений, 88%). 


Введение платных дополнительных образовательных услуг должно сопровождаться кропотливой разъяснительной работой и совместным с семьёй планированием содержания образования, т.к. данное направление деятельности в условиях неэффективного управления и низкой степени информированности родителей может иметь отрицательный общественный резонанс. Необходимо отметить, что информационная политика часто определяется СМИ, в деятельности которых есть свои трудности и проблемы. Так, доверие к государственным СМИ в обществе за один год упало с 65% до 47%. Телевизионная аудитория стареет: информационные теле- и радиопередачи всё больше интересны только очень взрослому населению, которое не может активно пользоваться альтернативными источниками получения актуальной информации и суммы мнений, а нацелено на трансляцию конкретных идей и мыслей.


Большинство сограждан в нашей стране – индивидуалисты, что является следствием определенных процессов в развитии общества. Но наметились и позитивные изменения в сторону повышения уровня доверия друг другу: увеличивается количество людей, социальных связей, которым мы готовы доверять. Многие из нас тренируют навык ненасильственной коммуникации. Уровень доверия может быть повышен и повышается через выполнение совместных позитивных действий. В анкетах родители отмечают, что они доверяют тем органам и объединениям, в состав которых входят родители (общественный совет школы, общешкольный родительский комитет, чат родителей одноклассников) или той организации, которая непосредственно работает с ребёнком, с деятельностью которой знакомы больше всего. Показатель же уровня доверия к образовательной политике страны, региона, представителям городской власти, общественных организаций и партий заметно ниже. Поэтому именно на уровне образовательной организации необходимо вести серьёзную информационную и разъяснительную работу о целевых установках деятельности системы образования, выстраивать партнёрские отношения с родителями. 


Родители всё чаще начинают выступать в качестве контролирующего деятельность образовательной организации органа. Да и современное общество само приглашает их контролировать жизнь ребенка: мир вокруг небезопасен, учебная программа сложна, школа о своей деятельности размещает большой объём открытой информации. Так школа становится основным делом и заботой всей семьи, в связи с чем между участниками отношений – образовательной организацией, детьми и родителями – назревает психологическое и информационное напряжение. Причина такого напряжения – отсутствие достаточного количества информации от самой образовательной организации, от учителя, непонимание процессов, организуемых в школе, того, что и зачем должен делать каждый конкретный ребёнок.


Процессом проявления интереса родителей к школе нужно и можно управлять. К таким выводам приходят и сами учреждения: необходим поиск инструментов выстраивания диалоговых отношений и создания каналов оперативного сбора информации о событиях и делах, которыми живёт учреждение. Так, в рамках проведения конкурса по формированию кадрового резерва один из кандидатов представлял опыт работы по использованию информационных технологий для взаимодействия с родителями, реализуя проект электронной приёмной «Вопрос дня». Достаточно большое количество школ пробуют проводить родительские собрания в режиме онлайн, которые позволяют рационально использовать временной и организационный ресурс каждого из участников, в том числе и в части организации возможности обязательного участия через просмотр записей. 


Поскольку хорошее образование – это открытое образование, которое соотносится с ожиданиями граждан, с 01.09.2019 года в Екатеринбурге начинается реализация муниципального проекта «Классное образование». В процессе проектной деятельности планируется создание площадок и ресурсов, где органы власти, педагоги и родители могли бы поделиться конструктивными мыслями, идеями и предложениями, где будут организованы мастер-классы, на которых «мастер» не бравирует и не стоит над толпой, но учит желающих новшествам, где созданы малые проблемные группы и диалогические пары, временные творческие коллективы и кружки качества – эта те реальные дела, которыми все мы должны заниматься профессионально. А проекции семейных установок непременно отражаются на нравственности ребёнка и на формировании позитивного отношения к нашему общему делу. 


В школах, в которых не перекладывается ответственность за образовательный результат на репетиторов и родителей, в которых уровень социальной ответственности педагогов является достаточно высоким, возрастает степень доверия к учреждению, формируются устойчивые партнёрские связи между всеми участниками образовательных отношений.  Представителям сферы образования нужно уметь доносить свои планы до родителей, сотрудников, прессы, инвесторов и т.д. Это требует вдохновляющего видения, сильных коммуникативных навыков, некоторой степени харизмы, умения доказать, что возможно добиться поставленных целей. Учреждение становится действительно привлекательным, интересным и востребованным, когда людям предлагается то, что они хотят. 


Мы все хотим жить в красивом, комфортном городе с современной инфраструктурой, логистикой и коммуникациями – таком городе, в котором каждому будет по душе. Но каждый из нас является автором «своего города». Поэтому именно тогда, когда все научатся договариваться и совместно решать возникающие проблемы, а не переводить вину друг на друга, получится тот самый синергетический эффект получения услуги нового качества. Тогда и получится  жить и учиться, как в городе своей мечты. 



Автор -

Е.А. Сибирцева, О.И. Бабченко