«Развитие личности младшего школьника в процессе формирования ученического коллектива»

Июль, 2020

«Развитие личности младшего школьника в процессе формирования ученического коллектива»

 

Известно, что каждый период в жизни человека имеет свои особенности, когда на первый план выдвигаются первоочередные проблемы, но все же индивидуальность ребенка проявляется в результате изменений, совершенствования всего процесса развития. В этом смысле значимость возрастного периода от 6 до 10 лет трудно переоценить. Привитое, усвоенное впервые школьные годы сказывается на протяжении всей жизни. Младший школьный возраст -- это самоценный период, на протяжении которого развиваются важнейшие качества личности, позволяющие детям шагнуть за его пределы в подростковую жизнь.

 

Поступление ребенка в школу — это принципиально новый этап его жизни. В психике школьника происходят сложные изменения, весь его организм перестраивается для реализации нового ведущего типа деятельности. 

В первую очередь происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью.

   В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни.

Процессы развития личности и коллектива , по моему мнению, неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. В условиях современной действительности, где все чаще во главу угла ставятся личные потребности и желания, а на смену «живому» общению приходит виртуальная социальная жизнь, формирование успешного коллектива с устойчивыми межличностными связями является актуальным. 

В первые дни ребенка в школе я сталкиваюсь с проблемой как объединить таких разных личностей в один «организм», единую систему, содружество единомышленников и друзей?

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организаций школы и коллектива». Последовательное развитие идеи Макаренко получили в педагогических трудах и опыте Василия Александровича Сухомлинского.

Главная цель коллектива, по мнению Василия Александровича, воспитание личности. Правильно развивающийся коллектив создает условия для формирования личности, совершенствования ее качеств, развития способностей и дарований. Он учитывает потребности и интересы личности, ее индивидуальные особенности.

Современная концепция воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.

 

Моя цель создание условий для успешного развития личности каждого участника ученического коллектива. В процессе достижения результата я определяю несколько задач:

- формирование активного родительского коллектива.

Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности. Поэтому так важно, особенно в младшем школьном возрасте, предать отношениям детей со взрослыми и детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всей группы. Таким активатором в моей работе становится формирование творческих родительских групп, разработка и внедрение эффективной системы родительского самоуправления.

Временные творческие группы родителей класса – стихийно или целенаправленно создаваемые (по разным признакам) объединения родителей для решения каких-либо единовременных задач, проблем. Чаще всего создаются с участием представителей родительского комитета (и при их непосредственном руководстве) и существуют до момента разрешения проблемы.

Создание временных творческих групп может осуществляться по разному принципу:

Ø   территориальному

Ø возрастному

Ø профессиональному

В нашем классе ко второму году обучения сформировались meet up группы по направлениям:

- организация социального партнерства  (посещение Тюменского «Технопарка», поездка на Пышминскую птицефабрику, посещение музея геологии компании «Роснефть», экскурсии в города нашей области и за пределами региона, сотрудничество в рамках образовательной программы «SEED» компании Шлюмберже)

- информационная поддержка . Создание и курирование группы общения в Вайбер. Такая форма работы позволяет в режиме реального времени отслеживать и доводить до родительской общественности информацию.

- культурно - массовое направление. Организация детских праздников, празднование Дня знаний, День именинника, Новогодних представлений, «День торта», 23 февраля, фестиваль Народов России посещение Тюменской филармонии, загородный отдых в оздоровительных центрах, сопровождение во время выходов в музеи, театры, для участия в конкурсах, пошив костюмов и оформление декораций.

- физкультурно- оздоровительное. Участие в спортивных мероприятиях на параллели, в школе, городской конкурс «Вкусные старты», областной форум «Большая перемена», сдача норм комплекса ГТО.

- техническое сопрофождение. Помощь в техническом обеспечении команд болельщиков от класса, распечатка баннеров, печатной информации для класса, подготовка презентаций и прочее).

 

2 задача .

Развитие личности -- это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта.

Основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей. Одной из форм такой совместной деятельности в нашем классе является хоровой коллектив. Упор при создании коллектива делался не на профессиональные навыки и мастерство, а на формирование особой среды общего интереса. Следует отметить, что класс может влиять или не влиять на личность в зависимости от характеристик, среди которых важную роль играет уровень развития коллектива: чем он выше, тем целенаправленнее становится это влияние.

Взаимовлияние коллектива класса на ребенка и ребенка на класс многогранно и в равной степени зависит как от характеристик классного коллектива, так и от индивидуально - психологических особенностей входящих в него детей. Многим ребятам было сложно выступать на публике, страх публичных выступлений один из самых распространенных социальных страхов. Зачастую он влияет на возможность ребенка успешно ответить на уроке в присутствии одноклассников , а уж тем более выйти к доске во время фронтальной работы, либо при декламации стихов. Выступление хора помогло таким детям справится с этой тревожностью, а в последствии полностью избавиться от страха. Этот путь не был быстрым. Но на данный момент наш хоровой коллектив выступает на всех школьных мероприятиях, участвует в городских и международных конкурсах.

- еще одним «коллективным» трамплином для развития личности каждого ребенка в классе становится школьная научно-практическая конференция, а точнее раннее вхождение в научное общество школьников. Я предположила, что погружение в научно- исследовательскую деятельность детей с самого начала их школьной жизни позволит им уже к среднему звену демонстрировать более высокий уровень подготовки материала, а также, что является основным, высокий уровень мотивации в учебно-познавательной деятельности. Начиная с первого класса, мои ученики становятся участниками школьной НПК. Проекты/исследования готовит каждый ученик. Далее следует этап защиты проекта/ исследования перед классом, и уже в ходе дискуссии определяются ученики, чьи работы будут представлены на школьном этапе НПК. Подобный алгоритм работы в научно-исследовательской деятельности позволил учащимся нашего класса стать дипломантами  Межрегиональной научно-практической конференции школьников "Познаем.Исследуем.Проектируем", а так же принять участие в VI Международном конкурсе
научно-исследовательских и творческих работ учащихся «СТАРТ В НАУКЕ» г.Москва.

  

Опыт поколений в обществе находит свое отражение в традициях.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

Традиции – проявление чести детского коллектива, и в этом их особая красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив.

Создание традиций коллективной жизни стало еще одной задачей на пути к достижению цели. Ежегодное поздравление с Днем матери, организованное и проведенное детьми – своеобразное «спасибо» родителям за сотрудничество со школой и участие в жизни нашего ученического коллектива. Мое влияние, как куратора мероприятия, с каждым годом пропорционально снижается. Естественно, в первом классе я полностью была инициатором и ведущим этого праздника, то уже во втором классе ребята самостоятельно подбирали репертуар для концерта и вели конфернас. В этом году в подарок мамы нашего класса получили полноценный мюзикл по мотивам фильма «Мама». Постановка вокальных и танцевальных номеров осуществлялась самими ребятами. Так же путем голосования и свободного выбора были распределены роли в спектакле.  Развитие творческой индивидуальности детей взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно-полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Коллектив во многом определяет отношение школьника к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Нравственное сознание человека в коллективе разностороннее, переживания острее и ярче, поступки обдуманнее и ответственнее. В то же самое время сила и красота коллектива зависят от волевых и нравственных качеств, индивидуальной яркости и одаренности его членов.

В коллективе неминуемо и максимально многоплановое развитие. Во-первых, благодаря взаимному обмену информацией коллектив создает необходимые условия для каждого члена, содействуя общему развитию интеллекта ребенка. Во-вторых, коллектив – это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность. В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни. В-четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники – с другим «Я» и познает самого себя в таком сопоставлении с другими. Наконец, коллектив предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и, так как в коллективе спектр социальных ролей широк, в нем интенсивно формируется индивидуальность ребенка. И наконец, коллектив без моего руководства и влияния начинает воздействовать на личность каждого участника. В современном мире цифровых технологий ребята формируют и воспитывают в себе цифровую культуру, ту новую компетенцию, которой в настоящее время обладают даже не все взрослые. Создают свод норм и правила общения в виртуальном пространстве, особую сферу жизни, в которой руководствуются особыми нормами для формирования духовно-нравственной личности.

     Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили. Какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

Каждый год 1 сентября по всей стране рождаются новые коллективы, где царит активность, гармония, творчество, трудолюбие, любознательность, увлеченность, Яркая индивидуальность. Сотни «Я» сливаются в школьную азбуку жизни, гармонию звуков, букв и смыслов.

Автор -

Баженова Анастасия