Классный час "Если тебя обзывают"

23 Июля, 2020

Конспект классного часа в 3 – 4 классах по теме: «Если тебя обзывают»

Автор: Суржко Оксана Юрьевна, учитель начальных классов МОУ «Лицей № 15» г. о. Люберцы

Описание материала: данный конспект можно использовать при проведении классного часа нравственной направленности для учащихся 3-4-ых классов. Материал будет полезен учителям начальных классов в воспитательной работе. Занятие требует предварительной подготовки учащихся.

Цель: создать благоприятные условия для саморазвития, самореализации учащихся  посредством метода исследования.

Задачи: научить любить своё имя и фамилию; уважительно относиться к имени  и фамилии  окружающих; учить детей находить выход из ТЖС; уметь применять выработанную психологическую защиту, правильно реагировать на обидные слова.

Новизна: исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка недостаточно информации об именах собственных.

Актуальность этой темы в том, что клички, прозвища – наиболее частая причина обид и драк в начальных классах.

Цель исследования: изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 3 – 4 классов, проанализировать отношение к прозвищам, дать практические рекомендации - как вести себя, если тебе не нравится твоя кличка, прозвище.

В задачи исследования входило:

- изучить научно-популярную литературу по данной теме;

- провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ учащихся    3 – 4 классов;

- установить, каково происхождение прозвищ;

- проанализировать отношение школьников к прозвищам;

- дать практические рекомендации учащимся 3 -4 классов.

Материалы и методы исследований:

- метод сбора информации (изучение научно – популярной литературы, наблюдение);

- анкетирование;

- анализ;

- сравнение;

- статистические исследования (подсчет, вычисления).

Оборудование: интерактивная доска; аудиозапись песни «Улыбка» слова Михаил Пляцковского, музыка Владимир Шаинского.

Предварительная подготовка: учитель даёт задание нескольким ученикам выучить слова к двум сценкам «Дразнилка» Г. Федякова и «Рыжий» Э. Успенского; двум ученикам найти и рассказать о происхождении фамилий, двум ученикам провести исследование, изучив словарь имён и подсчитать количество имён в нашем классе, провести  анкету.

 

 

Ход занятия.

1.Игра «Приветствие»

Дети и учитель встают в круг, называют имена и прикасаются ладошками, смотрят в глаза

Учитель: Доброе утро, Саша…

Дети: Доброе утро.

Доброе утро, солнышко. (все поднимают руки вверх, затем опускают)

Доброе утро, всем нам. (все разводят руки в стороны, затем опускают)

Учитель: Всем спасибо, сядьте на свои места.

Учитель: Приятно ли вам было слышать такое обращение к себе?

Какие чувства вы испытали? В народе говорят, что самый сладкий звук для человека – звучание его имени.

2. Целеполагание.

Учитель: Сегодня мы проводим очередной классный час, посвящённый теме человеческих взаимоотношений, дружбе в коллективе. О чём мы уже говорили на наших классных часах?

Учитель: Тема сегодняшнего занятия неслучайна Проблема, связанная с прозвищами, дразнилками, в последнее время вышла на первый план.

Учитель: Прочитайте тему классного часа. (Слайд1. На экран проецируется тема урока.)

А что такое прозвище? (Слайд 2. На экран проецируется значение слова прозвище)

Учитель: По Толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова, прозвище — это название, данное человеку помимо его имени, обычно указывающее на какую-либо заметную черту его характера, наружности, деятельности.

Учитель: Почему я вынесла именно эту тему для обсуждения?

Учитель: Проблема, действительно, очень серьёзная.  Немало детей нашего класса очень болезненно переживают наличие прозвищ или когда их обзывают. Это я увидела из ваших анкет.

(Слайд 3 - 6. На экран проецируется анкета) Опрошено 20   человек 4 «А» класса.

1. Приятно ли, когда вас называют по имени?

«Да» - 19 чел.

«Нет» - 1 чел.

2. Есть ли у вас прозвище?

«Да» - 7 чел.

«Нет» - 13 чел.

3.Нравится ли оно вам?

«Да» - 1 чел., «нет» - 6 чел.

4. Как вы реагируете на прозвища?

«Тоже обзываю» - 1 чел.

«Не обращаю внимания» - 9 чел.

«Обижаюсь» - 3 чел.

«Обзываю или бью» - 3 чел.

5. Употребляешь ли сам прозвища?

«Никогда не употребляю, так как для этого есть имя» - 8 чел.

«Употребляю, если человек не против» -11 чел.

«Употребляю, даже если это не нравится человеку» – 1 чел.

6. Нужны ли прозвища?

«Да, нужны» - 2 чел.

«Прозвища не нужны» -18 чел.

(Слайд 7. На экран проецируется картинки с изображением обиженных детей.)

Учитель: Мы знаем, что из-за прозвищ в нашем классе бывают и слёзы, и постоянные разборки, ребята на обидчиков бросаются с кулаками, но результат, как правило, нулевой. Дети как называли друг друга прозвищами, так и продолжают придумывать всё новые обзывания.

Учитель: Ребята, а как вы чувствуете себя, когда вас называют обидными словами?

Дети: Мне плохо, это вызывает плохое настроение, агрессию, злобу, унижение.

Учитель: А кто пробовал дать отпор? Каким образом? Насколько это трудно?

Учитель: Действительно, противостоять тем, кто тебя обзывает, трудно. Что же делать? Никакие уговоры не помогают. Но мы всё-таки попробуем! Я предлагаю вам стать сегодня активными участниками нашего разговора и попытаться создать свою программу действий в виде памятки, которая позволит избавиться от прозвищ и урезонит тех, кто постоянно дразнится. Памятку мы будем строить не на пустых разговорах, а на конкретных примерах и ваших мини-исследованиях.

 3. Психологический тренинг.

Учитель: Кто помнит, как начали наше занятие?

Дети: Назвали всех по имени.

Учитель: Что вы чувствуете, когда вас называют по имени?

Учитель: А что лучше звучит: имя или прозвище?

Учитель: Давайте послушаем, как звучат наши имена. Произнесите своё имя ( Я -  … ) с гордостью, с насмешкой, с восторгом.

Учитель: Какое звучание вам больше понравилось?

4. О значении имён.

Учитель: Люди всегда берегли своё имя и старались сделать так, чтобы оно жило как можно дольше, прославляли себя и своё имя делами.

Ученик: Мы подсчитали в нашем классе 19 имён. (Слайд 8. На экран проецируется стих.)

В нашем классе две Юляши,

Два Виталика и Саша.

Два Никитки, Ксенья, Варя,

И Антошечка, и Аня!

Два Алёши, два Кирилла

И конечно же Алина!

Есть ещё у нас Марина.

Макс, Егорка и Полина,

Есть Настёна и Артём,

И Савелий с Игорьком!

Вот он наш озорной весёлый класс!

Учитель: Поднимите руку, кто знает значение своего имени?

Учитель: Алексей провёл небольшое исследование, изучив словарь имён.

(Слайд 9. На экран проецируется краткий именослов.)

Александра – защитница

Алексей – защитник

Алина – благородная

Анна-благодать Божия

Анастасия – воскрешённая

Антон – противостоящий

Артём - невредимый

Варвара – двойная защита

Виталий – жизненный

Егор - земледелец

Игорь – воинство, сила

Кирилл – солнце

Ксения - гостеприимная

Максим – величайший

Марина - морская

Никита – победитель

Полина - солнечная

Савелий – испрошенный у Бога

Юлия - пушистая

Каждому ученику выдаётся карточка со значением его имени.

Учитель: Ребята, вы сейчас узнали значение своего имени. Какие чувства вас переполняют?

Учитель: Как вам теперь хочется, чтобы к вам обращались?

Учитель: Сформулируйте первый пункт нашей памятки.

Учитель: Давайте сверимся с образцом, действительно ли есть такое правило. (Слайд  10. На экран проецируется первый пункт памятки.)

Памятка: 1. Называй человека по имени, и он будет обращаться к тебе так же.

Учитель: Молодцы!

5. Об истории фамилий.

Учитель: 

- В школе бушует многоголосая жизнь.

- Бык, постой, Бык!

- Привет, Ходуля!

- Косой, шапку забыл!

- Мне вдруг показалось, что я попала в недобрую сказку, где живут некрасивые вещи и звери. Нет, это не сказка, обыкновенный школьный коридор. А Бык – просто Быков, Ходуля – высокий мальчик, Косой – Серёжа Зайцев. Прозвища, производные от фамилий, встречаются часто. Все рано или поздно через это проходят. Бороться с ними бесполезно, а вот стоит ли тратить нервы и сердиться на такие клички?..

Учитель: Об истории фамилий нам расскажут Никита и Савелий.

Ученики: Мы узнали, что фамилия -  наследственное имя семьи. Почти все фамилии даны человеку со стороны. Никто не может отвечать за фамилию. Полученную его прапрадедом. И нет какого- либо соответствия между человеком и его фамилией: Дураков может быть очень умным, а Мудрецов – глупым. Фамилии, которые сегодня кажутся оскорбительными, в прошлом не были такими. В старинных документах обычны записи: «свидетель Дурак показал, что…», или «по приказу господина моего Негодяя дарю в монастырь деревню». Мы выяснили, почему так называли людей. Раньше верили в злых духов, охотящихся за детьми. А эти нехорошие имена помогали обмануть злых духов. Тогда понятно, ведь хорошего злой дух заберёт, а плохого, или негодяя, оставит родителям. Эти имена-прозвища постепенно превратились в фамилии. А сейчас мы попытаемся объяснить происхождение некоторых фамилий. Миронова -  от имени Мирон или от слова мир, Кондратьева – от имени Кондрат, Солдатов – от слова солдат, Плотников – от ремесла плотник, Карпова – от названия рыбы.

Учитель: Как же стоит относиться к прозвищам, образованным от фамилий?

Дети: Не нужно сердиться, это необидные прозвища.

Учитель: Есть ещё группа необидных прозвищ, образованных от названий животных: заяц, слон, мышь.

6. Физминутка.

Учитель: Сейчас изобразите зверюшек.

Учитель: Ну что же делать, мы все на кого-то похожи! У древних людей зверь мог быть покровителем рода, отсюда могли появиться и фамилии: Медведев, Волков, Орлов и др.

Учитель: Если вы согласны, что эти прозвища необидные, то предложите 2 пункт памятки.

Учитель: Давайте сверимся с образцом, действительно ли есть такое правило. (Слайд  10. На экран проецируется второй пункт памятки.)

Памятка: 2. На необидные прозвища не сердись!

Учитель: Кто мы?

Дети: Молодцы!

Учитель: А вообще, воспитанный человек старается не исказить нечаянно чужое имя и фамилию и уж никак не уродует её нарочно. Смеяться над чьим-то именем, превращать его в предмет шуток, может только не очень умный человек. Но ещё хуже тот, кто издевается над внешностью другого и дразнит его обидными словами.

Учитель: Что главное в человеке: его внешность или его душевные качества?

Учитель: Вы правы, главное, чтобы у человека было доброе сердце, чтобы он был честен и трудолюбив, а всё остальное – лишь его внешний облик. Среди вас есть немало любителей подразнить кого-нибудь за его внешний вид. Посмотрите сценку «Дразнилка» и подумайте, как бороться с дразнилками?

Дети разыгрывают сценку «Дразнилка» Г. Федякова

Действующие лица: автор, Саша, его одноклассники.

Автор: Усердно Вася всех дразнил, отпора он не находил.

Но вот однажды так случилось, что Васе больше не дразнилось.

Раздается звонок с урока. Через сцену проходят мальчики и девочки - одни беседуют, другие играют, третьи читают… Позади плетется мальчик - это Саша; ему явно скучно, он останавливается посреди сцены, зевает, смотрит по сторонам, чешет затылок. И вдруг обращает внимание на появившуюся девочку, высокую и стройную. На лице Саши появляется злая улыбка.

Саша: Длинноногая! Длинноногая!

Девочка: Ни какая я не длинноногая.

Саша: Длинноногая! (кривляется и ходит вокруг нее на цыпочках) Длинноногая!

Девочка, заплакав, убегает со сцены. Саша бежит за ней, продолжая дразнить, но тут ему на встречу идет мальчик - новая "жертва".

Саша (мальчику): Конопатый!

Мальчик от неожиданности останавливается.

Саша: Конопатый, конопатый, весь веснушками богатый!

Мальчик, сжимая кулаки, наступает на обидчика, Саша убегает, мальчик - за ним. Несколько секунд спустя Саша с хохотом возвращается на сцену - ясно, что его не догнали. И он снова принимается за любимое занятие - пристает к другой девочке.

Саша: Пышка, пышка, пышка! (зло смеется)

Девочка оглядывает себя, поджимает губы, начинает всхлипывать. На сцене появляется невысокий мальчик, бежит весело. Но его останавливает все тот же "герой".

Саша: Кнопка, кнопка, кнопка! (кладет руку на голову мальчика, ходит вокруг, смеется, обзывает…)

Малыш, плача уходит со сцены. Далее Саша обзывает следующего мальчика "ушастым", девочку - "щепка"… И тут появляется девочка с книгой. Саша начал.

Саша: Рыжая, рыжая, рыжая!

Девочка (невозмутимо): Не рыжая, а блондинка. Кто-то брюнет, кто-то шатен, а кто блондин… Да и рыжая - ничего страшного (продолжает читать).

Саша (волнуясь): Рыжая!  (девочка не обращает внимания) Рыжая! (девочка читает, Сашу закачало, кричит) Рыжая!!! А-а-а!!!

Привлеченные криком, выходят, всхлипывая, ранее оскорбленные ребята (собирая последние силы, подходят к девочке, орет) Рыжая! Девочка улыбается. Обидчик не выдерживает и падает на руки стоящих сзади него мальчиков. Все ахают.

Мальчик: Куда его?

Девочка: В медкомнату! Скорее! Жалко мальчишку, додразнился…

Учитель:  Что же делать с такими злыми детьми как Саша?

Дети:  Может, просто улыбнуться в ответ.

Учитель: Как отреагировала на прозвище рыжая девочка?

Дети: Не обратила внимания.

Учитель: Почему Саше стало плохо?

Дети: Ему не удалось обидеть девочку.

Учитель: Сформулируйте 3 правило, как себя вести, если вас обзывают?

Учитель: Посмотрим наш образец, действительно ли есть такое правило. (Слайд 10. На экран проецируется третий пункт памятки.)

Памятка: 3. На клички не обращай внимания!

Учитель: Есть ещё одно замечательное правило, оно точно защитит вас от мысли о собственном несовершенстве. Посмотрите стихотворение-сценку и подумайте, что сделал главный герой, чтобы его перестали дразнить? Эта сценка поможет вам вывести 4 правило.

Сценка «Рыжий» Э. Успенского

Если мальчик конопат,
Разве мальчик виноват,
Что на свет родился конопатым?
Но, однако, с малых лет
Пареньку прохода нет,
И кричат девчонки и ребята:
«Рыжий, рыжий, конопатый,
Убил дедушку лопатой!»
А он дедушку не бил,
А он дедушку любил.
Вот он к деду. Ну а дед
Говорит ему в ответ:
— У меня ведь тоже конопушки.
Только выйду я во двор,
Самому мне до сих пор
Вслед кричат ехидные старушки:
«Рыжий, рыжий, конопатый,
Убил дедушку лопатой!»
А я дедушку не бил,
А я дедушку любил.
В небе солнышко горит,
Солнце с неба говорит:
— Я ведь тоже рыжим уродилось.
Я ведь, если захочу,
Всех подряд раззолочу.
Ну-ка, посмотри, что получилось:
Рыжий папа, рыжий дед,
Рыжим стал весь белый свет!
Если каждый конопат,
Где на всех набрать лопат?

Учитель:  Какое 4 правило можно вывести?

(Слайд 10. На экран проецируется четвёртый пункт памятки.)

Памятка: 4. Учись понимать шутки. Умей отшучиваться. Помни: иногда полезно посмеяться над собой!

Каждому ученику выдаётся памятка.

7. Несколько полезных советов «Как реагировать на кличку»

(Слайд 11. На экран проецируется полезные советы.)

Учитель:

1. Относись к прозвищам спокойно. Твоя обида и злость не остановят, а ещё больше раззадорят обидчика. А человека, который не раздражается, и дразнить то не интересно.

2. Не обращай внимания, не поворачивайся и не отвечай на обидные слова, пока тебя не назовут настоящим именем.

3. Подумай, не отражает ли кличка, прозвище твои реальные недостатки и постарайся избавиться от них, если это возможно.

Сделайте всё наоборот: зовут толстым – похудейте. Дразнят «чучелом» - обратите внимание на свой внешний вид. Найдите повод для насмешек в себе самом и устраните его.

4. Подойди к обидчику и спроси, почему он так говорит о тебе. Может ты ненароком его оскорбил, поэтому он теперь мстит тебе за это?

5. Если обидчики не оставляют в покое, то дай отпор. Используй отговорки.

6. Помни. У многих известных людей, как и у обычных, были и есть клички. Но они не переживают. Это не помешало им стать знаменитыми. Не расстраивайся и ты.

7. Не создавайте вокруг себя ореола мученика. Не огрызайтесь на прозвища, а улыбайтесь. Постарайтесь превратить всё в шутку.

- Толстый? Ну, так хорошего человека должно быть много!

8. Уясните себе, что обзывает только тот, кто не слишком «обременён» культурой и умом. А на дураков, как известно, и обижаться-то грешно.

(Слайд 12. На экран проецируется неправильные решения.)

 Учитель: Вот вашему вниманию три неправильных решения, которыми нельзя пользоваться.

1.      Злиться, кричать и плакать.

2.      Драться.

3.      Пытаться перейти в другую школу, класс

8. Итог.

Учитель: Чему вас научил классный час?

Учитель: Какую полезную информацию вы получили?

Учитель: Как захотелось называть друг друга?

9. Рефлексия. Звучит песня «Улыбка» 

Учитель: Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, ведь дружба и взаимопонимание начинается с улыбки.

Приложения

 

Памятка «Как избавиться от прозвищ?»

1.Называй человека по имени, и он будет обращаться к тебе также.

2.На необидные прозвища не сердись.

3.На клички не отзывайся!

4.Учись понимать шутки. Умей отшучиваться. Помни: иногда полезно посмеяться над собой!

Памятка «Как избавиться от прозвищ?»

1.Называй человека по имени, и он будет обращаться к тебе также.

2.На необидные прозвища не сердись.

3.На клички не отзывайся!

4.Учись понимать шутки. Умей отшучиваться. Помни: иногда полезно посмеяться над собой!

Памятка «Как избавиться от прозвищ?»

1.Называй человека по имени, и он будет обращаться к тебе также.

2.На необидные прозвища не сердись.

3.На клички не отзывайся!

4.Учись понимать шутки. Умей отшучиваться. Помни: иногда полезно посмеяться над собой!

Памятка «Как избавиться от прозвищ?»

1.Называй человека по имени, и он будет обращаться к тебе также.

2.На необидные прозвища не сердись.

3.На клички не отзывайся!

4.Учись понимать шутки. Умей отшучиваться. Помни: иногда полезно посмеяться над собой!

Памятка «Как избавиться от прозвищ?»

1.Называй человека по имени, и он будет обращаться к тебе также.

2.На необидные прозвища не сердись.

3.На клички не отзывайся!

4.Учись понимать шутки. Умей отшучиваться. Помни: иногда полезно посмеяться над собой!

Памятка «Как избавиться от прозвищ?»

1.Называй человека по имени, и он будет обращаться к тебе также.

2.На необидные прозвища не сердись.

3.На клички не отзывайся!

4.Учись понимать шутки. Умей отшучиваться. Помни: иногда полезно посмеяться над собой!

Автор -

Суржко Оксана Юрьевна