Проблемы внедрения дистанционного образования в начальной школе.

Февраль, 2021

Проблемы внедрения дистанционного образования в начальной школе.

           Материал подготовил учитель начальных классов МБОУ СОШ №37 г. Барнаул Володькин А.А.

 

Сегодня ходит очень много мифов и разговоров о «дистанте», что такая форма обучения с помощью искусственного интеллекта в ближайшем будущем полностью заменит человека, то есть учителя.

 Однако, мое  мнение, как учителя с опытом работы более 12 лет, говорит об обратном. Дистанционное обучение с помощью информационно-компьютерных технологий является, лишь инструментом для достижения педагогической цели , а бесконтактное обучение, не в кем случае полностью не может заменить учителя или живого общения,  так как природа человека устроена таким образом, что только в процессе подражания или копирования  поведения себе подобных, возможен обмен знаниями и опыта  от человека к человеку. С машины человек копировать не будет. Речь, слова, манеры и тд. Обучение и воспитание возможно только в социуме (обществе себе подобных).

Педагогическая система  – это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. По мнению В.А. Сластенина, под педагогической системой можно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Профессор В.П. Беспалько представляет следующую связанную совокупность вариантных элементов :

1.       Учащиеся;

2.       Цели воспитания (общие и частные);

3.       Содержание воспитания;

4.       Процессы воспитания;

5.       Учителя (или технические средства обучения);

6.       Организационные формы воспитательной работы.

Важными компонентами педагогической системы так же являются:

1.       Результаты (успеваемость);

2.       Управление учебно-воспитательным процессом;

3.       Технология;

4.       Средства обучения и воспитания.

Исходя из свой практики я бы выделил следующие компоненты , которые играют важную роль при внедрении ИКТ:

1.       Родители учащихся или лица ответственные за воспитания ребенка, на которых возложена обязанность по созданию необходимых условий воспитания детей в домашних условиях;

2.       Администрация школы – это ответственные лица, на которых возложены обязанности по правовому обеспечению организации обучения при использовании ИКТ, методологическое сопровождение и техническое обеспечение классов (заместители директор по воспитательной работе, методологи, психологи и программисты и др.).

Пункт 3 Статьи 3  Закона «Об Образовании» определяет для чего нам образование и  каким оно должно быть так, образование носит гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

Другими словами мы должны воспитать гармонично развитую личность, ориентированную на  общечеловеческие ценности.

Как достичь, поставленную цель? Или как достучаться до ребенка и вложить в него самое ценное и лучшее, что накоплено многими поколениями?

В центре педагогической системы находится  учащийся. С одной стороны  он взаимодействует с учителем как напрямую, так и по средствам ИКТ, с другой стороны его воспитанием занимается семья и родители, которые так же могу использовать ИК технологии.  При этом надо учитывать особенности воспитания детей младшего школьного возраста (6-10 лет). В 6 лет ребенка ждет первая крупная перемена в жизни начало обучения в школе. Изменяется его деятельность, общения, отношениями с другими людьми. Ведущей деятельностью вместо игры становится учения, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Восприятие младших школьников отличается не устойчивостью и неорганизованностью, но и в то же время остротой и свежестью. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. В школе интеллект ребенка развивается так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль учителя. Сможет ли он увлечь ребенка, воспитать его культуре внимания.  Внимание можно разделить на произвольное и не произвольное.

Произвольное внимание у младших школьников слабое и не устойчивое. Первоклассники еще не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного весьма ограниченные. Значительно лучше у младших школьников развито не произвольное внимание. Все новое, неожиданное , яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественное только потому, что они привлекают их своими интересными деталями.

Поэтому информационно-компьютерные технологии, должны стать отличным инструментом, с помощью которого можно привлечь внимание школьника.( Видео-аудио формат, компьютерная игра, музыкальное сопровождение, всплывающие картинки на интеракивной доске со звуковым сопровождением и т.п.). Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача – строго продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Педагогический процесс предполагает умения использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию произвольного.

Условием поддержания внимания является:

-разнообразия формы подачи сообщаемого материала;

- последовательность его изложения и раскрытия.

      Умение учителя предложить задание, и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком. Возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность: краски, звук, способы – понять, что интересно ребенку, что его интересует, какие герои? Сказки? Или что модно в их возрасте, от чего у них «загораются глаза», то есть «быть на их волне».

      Детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение, как частая форма проявления непроизвольного внимания.

     «Детское внимание, подчеркивал Л.С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух мнений в педагогическом деле: собственно интереса и тех знаний, которые предлагает учитель как обязательные».

Развивая определенные свойства внимания можно повысить успеваемость школьников , так успех  по математике зависит от объема внимания, по русскому языку успех зависит от точности распределения внимания, а чтение связано с устойчивостью внимания. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью.(Словарный запас к 4 классу должен быть не менее 3500-4000 слов.) Естественные возможности школьника первой ступени очень велики. Его память (мозг) обладает, такой пластичностью, что позволяет ему справляться с задачами дословного запоминания. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить её задачам обучения.

 Я предлагаю рассмотреть модель смешенной формы обучения, где  в центре будет ребенок , а обучение будет происходить, как в школе так и дома , а участвовать и контролировать процесс обучения будут учитель и родители, на первоначальном этапе (1-2 классы), в последующем и сам ребенок будет обучаться и искать в базах данных нужную информацию и готовить проекты (3-4 классы). Задача подготовить учащегося к самостоятельному обучению по принципу вузовского образования. (когда в старших классах учителя предметники излагают лекции, обсуждение идет на лабораторных и практических занятиях в формате видеоконференций и в классах.)

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" создает все необходимые предпосылки для использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся образовательных организаций.

Статья 13 Закона "Об образовании в РФ" закрепляет общие требования к реализации образовательных программ, в частности, определяется, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение. Таким образом, дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение необходимо относить к образовательным технологиям (технологиям обучения).

В тоже время, в соответствии со статьей 2 Закона "Об образовании в РФ" к средствам обучения и воспитания относятся компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Статья 16 Закона "Об образовании в РФ" определяет порядок реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды.

Информационно-образовательная среда — это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса и освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

В соответствии со статьей 28 Закона "Об образовании в РФ" к компетенции образовательной организации относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет". Статья 29 Закона "Об образовании в РФ" раскрывает данную компетенцию образовательной организации, в частности образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

В соответствии со статьей 18 в образовательных организациях формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к:

   Профессиональным базам данных;

   Информационным справочным и поисковым системам;

   А также иным информационным ресурсам.

Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

В соответствии со статьей 47 Закона "Об образовании в РФ" педагогические работники пользуются академическими правами и свободами, в частности:

   Правом на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

   Правом на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

   Правом на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

   Правом на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

 

А что на местах в обычных школах г. Барнаула? Какую работу провели администрации школ  почти за год, когда страна живет в режиме повышенной готовности, что сделали и работают ли они в таком режиме и что нужно сделать, чтобы организовать данную работу.

Рассмотрим сайты лучших учебных заведений города Барнаула и проанализируем применение  ИКТ в данных учреждениях.

https://gymnasium42.ru/ Гимназия №42 г. Барнаула должна являться флагманам в данном направлении. Имеется раздел инновационный опыт, разработана система дистанционного обучения. На самом сайте в открытом доступе очень мало публикаций,  в библиотеке электронных образовательных ресурсов нет доступных. Есть перечень, но нет доступа. Сайт не удобный для работы и поиска информации.  При этом данное учебное учреждение является региональной инновационной площадкой  по теме «Разработка модели деятельности образовательной организации в рамках федерального проекта «Цифровая школа» на 2020 г. При этом в открытом доступе мне не удалось познакомится с результатами  их работы.

Где так необходимые ? : Методические рекомендации и практические материалы: сценарии уроков, занятий, видеоуроки . Методические рекомендации по реализации задач проекта по интеграции в процесс преподавания отдельных предметов современных технологий и элементов смешанного обучения , нет результатов апробации программы «Яндекс.Лицей» в рамках основной образовательной программы гимназии и интеграции в процесс преподавания отдельных предметов современных технологий, доступ к данным результатам  позволяли бы в школах города внедрять в педагогический процесс передовой опыт.

В остальных школах города имеется сообщение и памятка по организации обучения с применением электронных ресурсов и дистанционных образовательных технологий в Алтайском крае, где форма обучения строится по формальному принципу : п. 5. «Для организации дистанционного обучения школа предложит  формат взаимодействия с ребенком (электронный журнал, телефон, электронная почта, чат в мессенджерах, вебинар, скайп, zoom, др.), платформу и электронные образовательные ресурсы, учебный материал – это  учебники, видео уроки, дополнительные источники, тесты, домашние задания, способы организации обратной связи, а также расписание занятий на каждый день.», что выбирают школы – самый простой подход – чат в мессенжерах. А где откатанные технологии и электронные учебники ?            

Электронные образовательные ресурсы в образовательной организации обычно включают:

   Официальный сайт образовательной организации;

   Сайты педагогических работников образовательной организации, так у меня имеется свой сайт, на котором я отражаю расписание, рекомендации для родителей , презентации внеурочной деятельности и есть возможность дистанционного общения с учениками и родителями https://2200010.есимп.рф/

   Официальная группа образовательной организации в социальных сетях для обучающихся и работников организации;

   Система ведения электронных дневников;

   Социальная сеть образовательной организации;

   Система дистанционного обучения образовательной организации;

   Корпоративная почта образовательной организации;

   База электронных учебно-методических материалов образовательной организации;

   Библиотека образовательной организации с материалами в электронной форме;

   Иные информационные ресурсы.

В категорию "Иные информационные ресурсы" входят различные сайты образовательного характера, в том числе системы тестирования, учебно-методические материалы, доступные на сайтах образовательного назначения, учебно-методическая литература на сайтах издательств, энциклопедические и справочные ресурсы, средства Интернет-вещания, ресурсы нормативно-организационной информации, информационные системы управления обучением, образовательные Интернет-сообщества, средства дистанционного присутствия в образовательной среде и иные сайты в сети "Интернет", определяемые для использования образовательной организацией самостоятельно.

Сайт образовательной организации может выступать электронным образовательным ресурсом, на котором публикуется информация об организации и организации образовательного процесса для обучающихся и их законных представителей.

При использовании цифровых технологий на официальном сайте образовательной организации размещается следующая информация:

   Информация о заданиях для самостоятельного выполнения (домашних заданий) обучающимися;

   Учебные планы, графики учебного процесса, расписание занятий и содержание обучения по учебным дисциплинам учебного плана, а также индивидуальный учебный план каждого обучающегося;

   Сведения о зачете образовательных результатов, полученных обучающимися в процессе освоения дисциплин (модулей) и дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в дистанционном формате;

   Фонды оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации;

   Перечень электронных образовательных ресурсов, которые допускаются к использованию в учебном процессе;

   Порядок использования электронного журнала, а также иных средств ведения учета успеваемости в электронном виде;

   Варианты и формы обратной связи и визуального взаимодействия с педагогическими работниками;

   Порядок учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций;

   Учебные материалы по учебному предмету.

Необходимо подчеркнуть, что с помощью сайта образовательной организации возможно при необходимости проинформировать обучающихся о внесении изменений в учебные планы, рабочие программы и календарные учебные графики.

Обучение с использованием электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий невозможно осуществлять без использования системы дистанционного обучения.

На базе сайта образовательной организации может быть реализована система дистанционного обучения, целью которой является:

   Организация дистанционной формы обучения;

   Организация дополнительной системы поддержки учебного процесса;

   Организация администрирования и оценки успеваемости;

   Проведение консультаций.

Вместе с тем, система дистанционного обучения не обязательно должна быть установлена в образовательной организации - образовательные организации могут использовать доступ к системе дистанционного обучения, предоставляемый сторонней организацией.

Хорошие возможности для организации онлайн обучения имеются на следующих платформах:

 https://resh.edu.ru/, «Российская электронная школа» – это полный школьный курс уроков; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя.

https://shop-akbooks.ru/издательство «Академкнига», разработан по системе «Перспективная начальная школа», по которой обучаются в настоящее время мои классы;

https://infourok.ru/backOffice/classroom#/ Инфоурок ведущий образовательный портал России, так же имеется возможность онлайн обучения.

Необходимо отметить, что в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 № 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации" на официальном сайте образовательной организации:

   В подразделе "Образование" публикуются методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса;

   В подразделе "Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса" публикуются сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям и об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Электронным образовательным ресурсом можно также считать электронные учебники в электронной форме, формируемые в соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 18.12.2019 № 695.

С 01.01.2015 наличие электронной формы учебника является обязательным требованием для учебника, включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Электронная форма учебника – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

Количество указанных компонентов электронного образовательного ресурса должно быть педагогически обосновано, а технические характеристики данных компонентов электронного образовательного ресурса определены совместными приказами Минпросвещения России и Минкомсвязи России от 30.04.2019 № 218/172 и от 16.08. 2019 № 461/425 "Об организации работы по применению наборов технологических стандартов и требований для размещения цифрового образовательного контента с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды".

   Контент электронного образовательного ресурса соответствует ФГОС, примерным образовательным программам образования, федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, концепциям преподавания учебных предметов и предметных областей, а также и локальным нормативным актам образовательной организации, в частности образовательной программе, рабочим программам по учебным дисциплинам;

   Контент электронного образовательного ресурса соответствует нормативным правовым актам, регулирующим образовательную деятельность, а также требованиям, предъявляемым к использованию информационно-коммуникационных технологий;

Основная задача педагогического работника заключается в дистанционной организации индивидуальной и коллективной работы обучающихся, в определении и оперативном решении проблем в обучении через удаленное взаимодействие, в удаленной проверке домашних работ и работ, выполненных обучающимися во время дистанционного урока.

Педагогические работники:

   Создают необходимые для образовательного процесса электронные образовательные ресурсы и другой информационный контент образовательного характера, а также выявляют новые электронные образовательные ресурсы для использования в своей деятельности;

   Вносят корректировку в календарно-тематическое планирование, рабочие программы, учебные планы и рекомендации в поурочное планирование, в которых обозначается технология обучения, технические средства обучения и способы взаимодействия;

   Осуществляют корректировку объема учебной нагрузки обучающихся;

   Выстраивают индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала;

   Определяют допустимый объем домашних заданий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

   Выясняют у родителей (законных представителей) детей наличие средств для обучения ребенка с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (интернет-подключения и персональных устройств для выхода в сеть "Интернет") и проводят установочную беседу с родителями (законными представителями) на предмет создания условий для применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

   Организуют мониторинг фактически присутствующих обучающихся, которые обучаются с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

   Составляют расписание учебных занятий в дистанционной форме с учетом времени пользования обучающимся персональным устройством для выхода в сеть "Интернет";

   Обеспечивают смену видов деятельности, чередование режимов отдыха и учебной нагрузки в работе обучающихся онлайн и оффлайн;

   Организуют продолжительные перерывы между уроками для отдыха глаз (от 15 до 20 мин);

   Разрабатывают рекомендации для родителей (законных представителей) по закреплению учебного материала;

   Готовят дидактические и иные материалы, которые возможно использовать удаленно обучающимся самостоятельно;

   Осуществляют контроль успеваемости обучающихся.

Электронные образовательные ресурсы обеспечивают освобождение педагогического работника от ряда вспомогательных операций при организации учебной деятельности, в частности при организации процедуры контроля результатов работы каждого обучающегося, что затруднительно при традиционных технологиях обучения, и высвобождают время педагогического работника для индивидуальной работы с обучающимися.

Использование цифровых технологий расширяет формы коммуникации обучающихся с педагогическим работником. Так коммуникация может быть заложена как в текст учебного материала, так и в возможности оперативного обращения к педагогическому работнику в процессе самостоятельного обучения, в связи с чем рекомендуется своевременно отвечать на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу с использованием различных возможностей для взаимодействия друг с другом. Самыми распространенными средствами коммуникации с обучающимися являются электронная почта, электронные конференции, мессенджеры, социальные сети, дистанционные конференции, чаты, телеконференцсвязь и форум, однако, педагогический работник может использовать и иные формы коммуникации с учетом технических возможностей.

Важным аспектом использования цифровых технологий является навык интенсивного использования компьютера, в частности необходимо особое внимание уделить умению осуществлять десятипальцевый "слепой" компьютерный ввод текста всеми участниками образовательного процесса - как обучающимися, так и педагогическими работниками.

Необходимо подчеркнуть, что образовательной организации необходимо создать условия для педагогических работников для организации образовательного процесса с рабочего места (при соблюдении дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий) или в режиме нахождения в условиях домашней самоизоляции (с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с графиками учебного процесса и индивидуальными учебными планами).

          При использовании цифровых технологий в образовательном процессе следует сохранить привычный для детей распорядок и ритм дня, в том числе время начала уроков, их продолжительность и паузы между занятиями (переменки). Изменение режима дня может вызвать перестройку адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу.

   Обучающиеся 1-4 классов имеют недостаток ответственности и самомотивации, в связи с чем им необходима постоянная помощь, которую могут оказывать родители (законные) представители обучающихся;

   При организации виртуальной рекомендации педагогическим работникам необходимо:

   Использовать содержательные и доброжелательные по форме комментарии, демонстрирующие поддержку обучающихся;

   Ясно и однозначно формулировать тексты своих выступлений;

   Избегать сложных грамматических конструкций и формулировок;

   Не использовать сплошные прописные буквы и более одного восклицательного или вопросительного знака подряд;

   Объяснять обучающимся систему оценивания их знаний;

   Обеспечивать быстрый отклик на обращения обучающихся;

   Обеспечивать коммуникацию со всеми обучающимися.

Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся при реализации образовательных программ с использованием цифровых технологий

Для реализации образовательных программ с использованием исключительно электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий важным аспектом становится организация взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся.

образовательные организации информируют родителей (законных представителей) обучающихся о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий, в том числе знакомят с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по учебным предметам.

Педагогические работники образовательных организаций должны провести родительское собрание или проводить индивидуальные консультации с родителями (законными представителями) обучающихся для разъяснения следующих вопросов:

   Цели и задачи на период обучения с использованием исключительно электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий;

   Формат взаимодействия с обучающимися на период обучения с использованием исключительно электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий;

   Цифровые образовательные ресурсы, которые планируется использовать;

   Организация удобного рабочего места для детей дома.

 

Рекомендации родителям для организации обучения детей в дистанционной форме

1. Рабочее место школьника рекомендуется располагать у окна для достаточного естественного освещения (для правши стол необходимо расположить слева от окна, для левши – справа). Даже при наличии хорошего верхнего освещения и естественного источника света (окна), на столе необходима настольная лампа. Чтобы тени не мешали, лампу для правши нужно поставить на столе слева, для левши - справа.

2. Монитор компьютера лучше расположить так, чтобы взгляд на него падал немного сверху вниз, он должен находиться прямо перед глазами (чтобы не приходилось поворачиваться к нему) на расстоянии не менее 50 сантиметров.

3. Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2 классов – не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов – не более 25 минут, для учащихся 5-6 классов – не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов – 35 минут.

4. Обязательно каждый день надо проветривать помещение, вытирать пыль (экран компьютера следует часто протирать специальной салфеткой). Слой пыли и грязи может быть одной из причин низкого качества изображения.

5. Необходимо обязательно чередовать работу за компьютером с другими видами работ (письмом, чтением);

6. Не забывайте про правильную осанку. Нужно сидеть прямо, с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы. Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь, локти должны располагаться симметрично и опираться на стол, тетрадь надо повернуть на 30 градусов, чтобы не приходилось поворачиваться туловище при письме; наклонять голову надо как можно меньше. Через каждые 30-45 минут занятий следует встать и подвигаться 5-10 минут. Рекомендуется для детей ростом 115-130 см высота стола – 52 см, высота сидения стула – 30 см.

7. Как понять, что стол и стул соответствуют росту? Глубина сиденья стула должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки. Ступни ног должны полностью соприкасаться с полом. Голеностопные, коленные и тазобедренные суставы должны быть согнуты под прямыми углами, бёдра – лежать на сиденье, принимая на себя часть веса тела. Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. При этом чуть расставленные локти свободно опираются на неё, разгружая шейный отдел позвоночника от веса рук, а поверхность тетради находится на оптимальном расстоянии от глаз – 30-35 см. для проверки можно поставить локоть и поднять голову, глядя прямо перед собой. Средний палец должен находиться на уровне угла глаза.

8. Рекомендуется мебель с меняющимися параметрами, чтобы была возможность увеличить, например, высоту столешницы или сиденья в соответствии с ростом школьника.

 

Источники информации используемые при написании статьи:

https://www.единыйурок.рф/index.php/obraz-programm/item/19715-metodologiya-i-tekhnologii-distantsionnogo-obucheniya-v-obshcheobrazovatelnoj-organizatsii

С.Л. Вигман. Шпаргалка по педагогике: учебное пособие,- М. издательство «ВЕЛБИ» 2006 г.

Сайты https://gymnasium42.ru/,  http://gymnasium69.edu22.info/,  https://raepsh.ru/

Публикация проблемы дистантаdocx (Скачать)

Автор -

Володькин Андрей