Статья "Литература и музыка"

22 Октября, 2020

Литература и музыка в воспитании дошкольников.

Литература и музыка всегда были и будут неразрывно связаны друг с другом.

Литература берёт свое начало из устного народного творчества, но, как правило, уже тогда всё оно не говорилось, а как бы пелось: сказители – Баяны – сказывали свои былины под сопровождение гуслей, матери пели своим деткам колыбельные, а в походах воинов сопровождали всевозможные солдатские песни. Любое дело начиналось и заканчивалось песней – музыкой со словами. Почему так происходило? Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке.

Музыка – это очень сильный эмоциональный инструмент. Даже в современном мире, начиная с самого раннего возраста, дети слушают музыку со словами – песни, колыбельные, попевки, потешки и т.п. Дети постарше (3-4 года) уже могут воспринимать музыку как самостоятельное искусство, но всё же для них важно словесное ее объяснение. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) способны самостоятельно слушать музыкальные произведения, подходящие для их восприятия. Они эмоционально реагируют на них, пытаются словами и жестами объяснить услышанное.

Без стихов нельзя написать песню, без пьесы, предназначенной для постановки на сцене, нельзя сочинить оперу и балет. С другой стороны, без музыки мы не прочитали бы замечательных сказок, рассказов былин, повестей и т. д.

Для детей написано огромное количество музыкальных произведений как самостоятельных, так и на литературной основе.

Многие великие русские писатели и композиторы обращались к творчеству для детей. Самыми яркими примерами могут служить всем нам хорошо известные сказки А.С.Пушкина. По его произведениям, пожалуй, создано наибольшее количество музыкальных сочинений: М.И.Глинка - «Руслан и Людмила», Н.А.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке». Для более взрослых людей (включая детей) написаны «Русалка» А.С.Даргомыжского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И.Чайковского, «Борис Годунов» М.П.Мусоргского и т.д. Существует огромное число романсов и песен различных композиторов-современников Александра Сергеевича и авторов, живших много позже него. По сей день, многие композиторы черпают вдохновение в гениальных стихах и прозе А.С.Пушкина.

Но, конечно же, нам интересно то, что связано с детьми дошкольного возраста, понятно и доступно им. Из всего выше перечисленного детям будут интересны сказки, не только по произведениям Пушкина, но и других авторов. Например, Н.А.Римский-Корсаков написал несколько опер-сказок. Одними из самых ярких, конечно, являются «Садко» (по былине) и «Снегурочка» (по одноименной пьесе А.Н.Островского), балеты П.И.Чайковского «Щелкунчик» (по сказке Ф Гофмана), «Спящая красавица» (по сюжету Ш.Перро), балет С.С.Прокофьева «Каменный цветок» (по сказам П.Бажова) и пр.

Яркий пример художественного воплощения – цикл «Времена года» П.И.Чайковского. Небольшие пьесы предваряются стихотворным вступлением, после чего следует музыкальная зарисовка, соответствующая календарному месяцу. Вот, например: «Январь. У камелька». Эпиграф А.С.Пушкина:

«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела».

«Март. Песня жаворонка» Эпиграф из А.Н.Майкова

«Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны,
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны».

«Декабрь. Святки» Эпиграф из В.А. Жуковского:

«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали».

Другим ярким образцом творчества Петра Ильича для детей может послужить «Детский альбом».

Зимнее утро А.Н.Майков

Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.
Из хижин ранний дым разносится клубами.
Отливом пурпурным блестит снегов сребро;
Иглистым инеем, как будто пухом белым,
Унизана кора по ветвям помертвелым.
Люблю я сквозь стекла блистательный узор
Картиной новою увеселять свой взор;
Люблю в тиши смотреть, как раннею порою
Деревня весело встречается с зимою...

К каждой пьесе подобрано стихотворение, соответствующее настроению музыки. Современные авторы не остаются в стороне и поэт Виктор Лунин не исключение:

Зимнее утро (фрагмент)

Вьюга стонет, тучи гонит
К озеру близкому
По небу низкому.
Тропки скрыло, побелило
Кружево нежное,
Легкое, снежное.

А воробушек, пташка малая,
Пташка малая, неразумная,
От метелюшки хочет спрятаться,
Хочет спрятаться, да не знает, как.

В советский период для детей было написано огромное количество произведений по сказкам:

·             К.И.Чуковского – балет В.Морозова «Доктор Айболит», оперы «Мойдодыр», «Муха-цокотуха»;

·             С.Я.Маршака – опера П.П.Вальдгардта «Кошкин дом»;

·             Ш.Перро – балет С.С.Прокофьева «Золушка», опера В.Гоккиели «Красная шапочка»,

·             Дж.Родари – балет Э.Хачатуряна «Чиполино»,

·             П.П.Ершова – балет Р.Щедрина «Конёк-горбунок»,

·             Г.Х.Андерсен – балет Ж.Колодуба «Снежная королева» и многие-многие другие.

Большой музыкальный пласт составляют песни на стихи русских поэтов Саши Черного, Даниила Хармса, Юнны Мориц и др. Современные авторы пишут множество произведений для детей. Некоторые из них становятся очень популярными, например, мюзикл Г.Гладкова на стихи Ю.Энтина «Бременские музыканты».

Проводя занятия с детьми дошкольного возраста можно и нужно использовать все возможные методы и приёмы. Дети очень живо и эмоционально реагируют на то, что им интересно. Музыка поможет детям лучше понять и прочувствовать сказанное педагогом, усилить впечатление и быстрее усвоить материал. Включив музыку в свою повседневную работу с детьми, мы не только расширим их кругозор, но и сможем воспитать всесторонне развитых, гармоничных личностей.

Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они по-разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.

Искусство рождено жизнью. В жизни, как в едином живительном роднике, и поэт, и композитор, и художник черпают источники своего вдохновения для создания произведений искусства. Вот почему мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими особенными средствами воздействуют на нас. Литература и музыка могут существовать отдельно друг от друга, но друг без друга они существовать не могут.

Литература и музыка всегда были и будут неразрывно связаны друг с другом (Скачать)

Автор -

Мусина Ирина Михайловна